Условия реализации программы дисциплины

      Комментарии к записи Условия реализации программы дисциплины отключены

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основы микробиологии.

Оборудование учебного кабинета: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, оргтехнику, мебель с приспособлениями для проведения теоретических и практических занятий.

Технические средства обучения:

  • микроскоп
  • проектор

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Л.В. Мармузова. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учебник для начального профессионального образование: учебное пособие для среднего профессионального образования.-М.:ПрофОбрИздат,2001.-136с.

2. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена: Учебник для студентов высших учебных заведений/Галина Григорьевна Жарикова.-М.: Издательский центр «Академия»,2005.-304с.

3. Микробиология, санитария и гигиена пищевых производств: Практикум Жарикова Г.П. и др.. – М.: Гелан, 2001. – 256с.

Дополнительные источники:

1. Панов В.П. и др. Микробиология продуктов питания и объектов окружающей среды. – М.: Агар, 2004. – 142с.

2. Копреева Р.П. и др. Санитарная микробиология сырья и продуктов животного происхождения. – М.: Политрафсерфис, 2006. – 407с.

3. Соколаи Л.Е., Жарикова Г.Г. Микробиология основных видов сырья и полуфабрикатов в производстве кондитерских изделий. – М.: ДеЛи принт, 2006.

4. Перетрухина А.Т., Перетрухина И.В. Микробиология сырья и продуктов водного происхождения. – СПб.: ГИОРД, 2005.

5. Микробиологическая и молекулярно-генетическая оценка пищевой продукции, полученной с использованием генетически модифицированных микроорганизмов. МУ 2.3.2.1830-04. – М.: Минздрав России, 2004. – 56с.

6. Саришвили Н.Г., Рейтблат Б.Б. Микробиологические основы технологии шампанизации вина. – М.: Пищепромиздат, 2000. – 364с.

7. Артемьева С.А., Артемьева Т.Н. и др. Микробиологический контроль мяса животных, птицы, яиц и продуктов их переработки. – М.: Колос, 2002. – 288с.

8. Прист Ф.Дж. и др. Микробиология пива. – СПб.: Профессия, 2005. – 368с.

9. Организация внутреннего контроля качества санитарно-микробиологических исследований воды. МУ 2.1.4.1057-01. – М.: Минздрав России, 2001. – 92с.

4. Контроль и оценка результатов
освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общихкомпетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
• использовать лабораторное оборудование; ОК 3 проведение лабораторных занятий
• определять основные группы микроорганизмов; ОК 3 практическая работа,проведение лабораторных занятий, тестирование
• проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным данным; ОК 2, ОК 1,ОК 3, ОК 6 практическая работа,проектная деятельность, тестирование
• осуществлять микробиологический контроль пищевого производства ОК 1, ОК 2ОК3,ОК6 проектная деятельность
знания:
• основные понятия и термины микробиологии; ОК 3 выполнение домашнего задания, тестирование
• классификацию микроорганизмов; ОК 3 выполнение домашнего задания, тестирование,практическая работа,
• морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов; ОК 3 выполнение домашнего задания, тестирование
• генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов;• ОК 3 выполнение домашнего задания, тестирование
• роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; ОК1, ОК3 выполнение домашнего задания, практическая работа, тестирование
• характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха; ОК1, ОК3 выполнение домашнего задания, практическая работа, тестирование
• особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов; ОК3 выполнение домашнего задания, тестирование
• основные пищевые инфекции и пищевые отравления. ОК1, ОК3 выполнение домашнего задания, тестирование
использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективной организации индивидуального информационного пространства; ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 6 проектная деятельность
  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). При составлении рабочей программы за основу была взята примерная программа учебной дисциплины «Основы микробиологии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренные ФГУ Институтом развития профессионального образования от 10.04.2008 г.

Примерная программа учебной дисциплины «Основы микробиологии» предназначена для изучения основ микробиологии учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы микробиологии изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет на 1 и 2 году обучения: в учреждениях НПО – в объеме 197 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение основополагающих факторов, определяющими жизнедеятельность микроорганизмов, с их значением в технологическом процессе хранения и переработки пищевого сырья и задачами микробиологического контроля на предприятиях пищевой промышленности.;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию о микроорганизмах в профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов основ микробиологии при изучении различных учебных предметов;
  • воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм санитарно-эпидемиологических правил;
  • приобретение опыта использования микробиологических технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерная программа.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по микробиологии, необходимые для изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущество отдается тем, что ориентированы на самостоятельность обучающегося, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен преподавателем и аудиторией. Поэтому деятельностный компонент программы складывается из методов, форм, приемов организации деятельности учащихся, основой которой является проектная деятельность, усиливающая практическую направленность знаний, умений и навыков обучающихся и, как следствие, способствующая развитию ключевых компетентностей.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно определять формы и методы ведения профессиональной деятельности.

В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического профиля Колледжа.

Программа содержит тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения основ микробиологии.

  1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Вопросы к зачёту)

Зачёт состоит из 30 билетов по 2 вопроса в билете

Билет 1.

1. Потребности микроорганизмов в питательных веществах: минеральных веществах, микроэлементах, дополнительных факторах роста.

2. Влияние реакции среды на развитие микроорганизмов. Практическое значение.

Билет 2.

1. Краткая история развития микробиологии. Задачи микробиологии.

2. Значение энергетического обмена. Изложите сущность и химизм брожения у микроорганизмов. Примеры.

Билет 3.

1. Типы питания микроорганизмов. Автотрофы (хемотрофы, фототрофы). Гетеротрофы (сапрофиты, паразиты). Примеры.

2. Влияние влажности и осмотического давления на развитие микроорганизмов.

Билет 4.

1. Формы, размеры и структурные особенности (прокариотной) бактериальной клетки.

2. Факторы, определяющие интенсивность поступления питательных веществ в микробную клетку.

Билет 5.

1. Химический состав структурных элементов клеток микроорганизмов (клеточной стенки, цитоплазматической мембраны, цитоплазмы, ядра, рибосом и др.).

2.Характеристика аэробных и анаэробных микроорганизмов.

Билет 6.

1. Морфологическая характеристика бактерий. Форма, размеры клеток Размножение. Подвижность бактерий, спорообразование.

2. Общая характеристика энергетического обмена у микроорганизмов.

Билет 7

1. Формы, размеры и строение клетки дрожжей.

2. Типы взаимоотношений между отдельными группами микробов в естественных средах обитания (симбиоз, метабиоз, паразитизм, антагонизм).

Билет 8

1. Морфологическая характеристика плесневых грибов и способы их размножения.

2. Особенности энергетических процессов в мире микроорганизмов.

Билет 9

1. Способы размножения дрожжей и их классификация.

2. Автотрофное питание микроорганизмов. Роль автотрофов в круговороте веществ в природе. Примеры.

Билет 10

1. Различия в строении клеток бактерий, дрожжей и плесневых грибов.

2. Характеристика брожений, вызываемых строгими анаэробами. Их практическое значение.

Билет 11

1. Способы размножения у различных микроорганизмов (бактерии, актиномицеты, дрожжи, плесневые грибы).

2. Микроорганизмы: психрофилы, мезофилы и термофилы. Условия ихразвития в природе и значение в пищевой промышленности.

Билет 12

1. Заболевания, передающиеся через пищевые продукты (пищевые инфекции, токсикозы, токсикоинфекции). Возбудители, условия развития, меры предупреждения.

2. Молочнокислое брожение, возбудители, химизм, практическое использование.

Билет 13

1. Характеристика пропионово-кислого брожения и его возбудителей. Практическое значение пропионово-кислых бактерий.

3. Характеристика химических факторов, влияющих на развитие микроорганизмов (рН среды, антисептики и т.д.).

Билет 14

1. Характеристика уксуснокислых бактерий и процессов, осуществляемых ими, практическое использование.

2. Характеристика основных видов гнилостных бактерий, вызывающих порчу сырья и пищевых продуктов.

Билет 15

1. Основные признаки, используемые при классификации бактерий.

2. Маслянокислое брожение, возбудители, химизм, значение в пищевой промышленности.

Билет 16

1. Разложение жиров и высокомолекулярных жирных кислот микроорганизмами. Возбудители, химизм, значение в практике.

2. Микрофлора воздуха, её значение и методы учёта.

Билет 17

1. Характеристика патогенных микроорганизмов, понятие об инфекции, пути и источники её передачи. Понятие об иммунитете, его разновидностях.

2. Разложение белковых веществ микроорганизмами. Возбудители, химизм, значение в природе и практике.

Билет 18

1. Превращения целлюлозы в аэробных и анаэробных условиях, возбудители, химизм, значение в природе и практике.

2. Влияние влажности и различных концентраций соли и сахара на развитие микроорганизмов. Состояние тургора, плазмолиза и плазмоптиса бактериальной клетки.

Билет 19

1. Промышленное использование микроорганизмов (получение спиртов, органических кислот, ферментов, антибиотиков и других).

2. Микрофлора воды и методы её санитарно-бактериологического контроля.

Билет 20

1. Гетеротрофное питание микроорганизмов. Сапрофиты, ихроль в природе; паразиты, их значение в жизни человека.

2. Превращение пектиновых веществ в аэробных и анаэробных условиях, их возбудители и практическое значение процессов.

Билет 21

1. Метаболизм микробной клетки (основные черты конструктивного и энергетического обмена).

2. Влияние разных способов обезвоживания (сушки) на микрофлору сырья и пищевых продуктов. Значение в практике.

Билет 22

1. Микроорганизмы: гидрофиты, мезофиты и ксерофиты. Условия их развития в зависимости от относительной влажности воздуха и влажности продуктов.

2. Характеристика микрофлоры воздуха и методы её учёта.

Билет 23

1. Морфологические, культуральные и физиологические признаки при определении вида бактерий.

2. . Элементы, необходимые для питания микроорганизмов, их источники и значение для жизни клетки.

Билет 24

1. Значение микроорганизмов в круговороте углерода в природе. Приведите конкретные примеры.

2. Характеристика пищевых инфекций и пищевых отравлений, вызываемых микроорганизмами. Возбудители, условия развития.

Билет 25.

1. Несовершенные грибы, их характеристика, распространённость, условия развития на овощах, плодах и других продуктах.

2. Механизм поступления питательных веществ в микробную клетку. Факторы, влияющие на этот процесс.

Билет 26

1. Значение микроорганизмов в круговороте азота в природе. Основные этапы, возбудители.

2. Микрофлора воды. Оценка воды по микробиологическим показателям (микробное число, коли-титр, коли-индекс).

Билет 27

1. Автотрофный тип питания микроорганизмов. Источники углерода и азота для автотрофов. Примеры.

2. Химизм процессов разложения целлюлозы микроорганизмами. Значение в природе.

Билет 28

1. Морфологическая характеристика дрожжей, способы их размножения, практическое значение.

2. Распространенность микробов в природе. Какие факторы влияют на их распространение в воздухе, воде, почве?

Билет 29

1. Морфологическая характеристика несовершенных грибов, их значение при хранении пищевых продуктов.

2. Характеристика процессов, вызываемых уксуснокислыми бактериями, их значение в пищевой промышленности.

Билет 30.

1. Строение клеток микроорганизмов. Основные различия в строении клеток бактерий (прокариот) и грибов (эукариот).

2. Роль микроорганизмов в процессах очистки природных и сточных вод.

Дополнительные материалы:

Организация психолого-педагогических условий реализации образовательных программ в условиях ФГОС.


Похожие статьи:

  • Область применения программы

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ Профессии НПО: Москва 2012 год ОДОБРЕНАПредметной (цикловой)комиссией______…

  • Область применения программы

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…

  • Область применения рабочей программы

    Биология Дзержинск — 2015 Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения…