Урок седьмой. движения глаз организуют движения тела

      Комментарии к записи Урок седьмой. движения глаз организуют движения тела отключены

Итак, давайте посмотрим, как это работает. Многие из вас уже выполняли этот урок раньше, но вы увидите, что, когда будете делать его в этот раз, улучшения, которых вы добьетесь, окажутся за пределами всех ваших ожиданий, поскольку на предыдущих уроках вы научились быть более гибкими. Сядьте, поместив правую ногу назад, а левую протянув вперед. Можно видеть, что те, кто посообразительней, придерживаются левой рукой, даже если в этом нет необходимости. В группе есть человек, у которого проблемы с тазобедренным суставом, и ему нужна поддержка. Любой умный и способный хирург скажет: «Это старое бедро. Если вы хотите им двигать, вставьте искусственный тазобедренный сустав». И все же его тазобедренный сустав лучше вставного, при условии, что этот человек по возможности работает головой.

Итак, теперь давайте проверим, является ли то, о чем я говорю, никому не нужной чушью или это действительно работает. Обопритесь на левую руку. Зачем? Мы можем битый час говорить об одном этом. Теперь держите руку вот так и, пожалуйста, не делайте никаких телодвижений, просто уберите руку. Видите? Как только вы ее убрали, вы тут же задержали дыхание и переместились в такое положение, чтобы не упасть. Теперь, вероятно, вам придется сохранять равновесие, и одной из сторон тела придется для этого сильно потрудиться. Мышцы будут удерживать ваше тело, и вы можете хоть в лепешку расшибиться, пытаясь придать им эластичность. Когда мышца выполняет какое-то действие, она больше ничего не может делать. Другими словами, вы не можете одновременно курить сигарету и целовать свою возлюбленную, поскольку рот занят всасыванием. Теперь расслабьте тело, уже не опираясь на руку. Как ни старайтесь, но напряжение в мышце не уменьшится, так как она находится в рабочем положении из-за вашего намерения сидеть таким образом. Двигательная, или интенциональная, зона коры головного мозга осуществляет исполнение этого вашего желания и нигде больше не может быть задействована. Следовательно, вам остается только одно — продолжать поддерживать мышцу с тем, чтобы она испытывала потребность в работе.

Итак, продолжайте опираться на левую руку. Чувствуете, что мышца расслабилась? Вот теперь я могу начать ее тренировать. Повторяю, если вы хотите снять напряжение мышцы, вам не нужно просить ее об этом, просто держите конечность таким образом, чтобы та мышца оказалась незадействованной, и вы обнаружите, что мозг человека настолько высокоразвит, что как только он почувствует, что можно без риска дать этой мышце отдохнуть, то немедленно это исполнит.

Вот так я работаю с людьми, утверждающими, что у них сломана рука и потому они не могут расслабить плечо. Я приношу стул и удерживаю руку в таком положении, что нервная система со временем уясняет, что рука находится в полной безопасности. Тогда рука расслабляется и плечо начинает двигаться, а я своими руками могу обеспечить им даже большую защиту. Когда я попытаюсь подвигать плечо, то начну с внутренней части сустава и буду перемещать тело вокруг этого сустава. По окончании я скажу: «Уберите стул», а человек скажет: «Как такое может быть, я уже два года хожу с опущенным плечом». И это притом, что я ни разу не дотронулся до руки.

Можно понять, что происходит в мозге человека: он заботится лишь о сознательном действии — о намерении поднять руку. Если что-то произошло и он больше не может этого сделать, то он полностью теряет способность управлять своей рукой.

Что могу для него сделать я. Вместо того чтобы работать мышцами так, как к этому привык его мозг, я делаю прямо противоположное. Изначально при включении в движение мышца растягивается с обеих сторон равномерно и не знает, как можно натянуться в одном месте и не натянуться в другом. Удивительно то, что, когда пассивная часть мышцы руки, например, лежит неподвижно, другой ее конец выполняет огромное движение. Как у вас это получается? Есть весьма любопытное свойство, которое заключается в том, что нервная система поддерживает тело в неподвижном положении, и вы, сами того не осознавая, делаете это с тех пор, как совершили свое первое в жизни движение. Вам приходится это делать, иначе вы не сможете двигать конечностями. Это как воздух, которым вы дышите, не задумываясь об этом. Итак, если мне достанется кто-то, кто не может двигаться, я не стану тренировать его мозг и твердить ему: смотри, сейчас ты соберешься и выполнишь это движение. Если он сделает это телодвижение в его нынешнем состоянии, то урок будет похож на физиотерапию. Если вы следите за моими действиями, то видите, что я все еще держу руку и перемещаю тело вокруг сустава, чтобы мышцы двигались в той части, где обычно они неподвижны. Это пример, противоположный тому, что называется естественным. Даже у здоровой руки возможности ограниченны. Вчера вы в этом убедились и усовершенствовали свои способности. Когда, лежа на полу, вы вращали рукой, вам приходилось двигать телом и оставлять руку под собой на полу. Таким образом, мы подошли к этому вопросу с другой стороны, где прежде ваш мозг не имел опыта. В двигательной зоне коры вы распознали новый принцип так, что она внезапно смогла выполнять действия с обеих позиций. Вы помните женщину, с которой я работал вчера? Она не могла поднять руку. Но я и не пытался ее поднять, потому что женщина сразу бы почувствовала предел своего движения и отказалась продолжать. А что мы делаем, когда человек оказывает сопротивление? Психиатры обнаружили, что мы пытаемся сломить это сопротивление. Или сломать руку, или причинить боль. Поэтому, если в психиатрии сталкиваются с противодействием, то все вокруг начинают плакать и чувствовать себя несчастными. И происходит это потому, что пытаются преодолеть ваше сопротивление. Теперь вы понимаете, почему я, когда наталкиваюсь на сопротивление, не пытаюсь его сломить. Я поддерживаю руку в стабильном положении там, где человек чувствует себя защищенным. Вы это видели на видеокассете, но не обратили внимания. Поддерживая руку и сохраняя ее в безопасном положении, я могу передвигать тело к точке противодействия, которое к тому моменту уже проходит. Сопротивления как не бывало. Затем я шевелю другой стороной сустава, который к тому времени еще не разобрался, оказывать ему сопротивление или нет. Таким образом, за несколько секунд я добиваюсь полноценного движения руки, причем люди, десятки раз наблюдающие за этим, ничего не замечают.

А вот другая ситуация. Эта женщина не может самостоятельно пошевелить головой, потому что перенесла операцию на грудной клетке. Я хочу заставить ее понять, что просто есть некая мышца, которой она не может пользоваться. Поддерживая плечо, я снимаю необходимость в этой мышце, принимая ее работу на себя. Грудной мышце больше не нужно ничего делать, и поэтому, если мозг этой женщины находится в нормальном состоянии, ей понадобится всего несколько секунд, чтобы осознать, что поддерживать мышцу уже не требуется. Таким образом, она перестраивает свои действия. И где же была точка сопротивления? Я не спрашиваю, я знаю где. Посмотрите вперед, в сторону и назад — вот это место. Стало быть, если я сделал это один раз, значит, могу продолжать и дальше, так как мозг достаточно умен, чтобы уже с первым опытом осознать, что это возможно. Что касается господина, которому необходима опора для тазобедренного сустава, то я заставлю его сустав стать таким же подвижным и пластичным, как у всех самых молодых или самых благополучных из присутствующих, если, конечно, сустав еще не разрушен настолько, что не подлежит восстановлению. Но даже в этом случае движению можно вернуть прежние свойства. Позже это может быть болезненным. Но я считаю, что он выглядит достаточно здоровым и его выздоровлению препятствует отсутствие обыкновенной способности мыслить. Он знает, что ему 74 года, а раз ему 74, значит, он должен работать бедрами так, как и все в его возрасте. Поэтому, если он в своем уме, то не должен слишком высоко поднимать свой сустав. Так же, как и для девяностолетней женщины считается ненормальным заниматься любовью, — неприлично, правда? А одна занималась.

[Мойше отвечает на вопрос, поступивший от женщины из группы.]

Человек может забыть, но интенциональная зона коры головного мозга может либо впервые, либо уже повторно испробовать любую возможность. Я могу дожить до 90 лет, но в двигательной зоне коры должен сохраняться образ моего плеча, потому что в противном случае я не смогу пошевельнуть им, выполняя даже те движения, которым я научился. Но мы можем создать новую модель мобилизации. Клетки могут быть заторможенными с момента рождения до 90 лет. Клетка может быть как женщина, прожившая до 90 лет и никогда не имевшая ребенка. И эта же клетка будет готова использовать свой потенциал, поскольку клетки мозга не восстанавливаются. Они либо живут, либо умирают. А раз так, то даже если человек за свои 90 лет не познал движения, вы все еще можете попробовать создать паттерн, который задействует неиспользованные клетки. Тогда они по своей схеме будут интегрированы в клеточное сообщество и запущены в процесс.

Теперь давайте продолжим урок. Пожалуйста, сядьте и заведите правую ногу назад, а левую вперед, чтобы левая стопа находилась рядом с правым коленом. Обопритесь на левую руку. Фактически вы наклоняетесь всем телом влево. Поднимите правую руку перед собой, не прилагая к этому никаких усилий. Расслабьте запястье и расположите руку так, чтобы хорошо ее видеть. Теперь как можно незаметнее повернитесь налево, где, как и в начале движения, вы не чувствуете никаких изменений напряжения. И так несколько раз. Совершайте только то движение, которое вы можете делать свободно. Я вижу, что в конце некоторые задерживают дыхание. Значит, это не самое легкое для вас движение.

Оставайтесь обращенными налево, посмотрите на свою руку и затем направьте взгляд на нос. Смотрите на линию своего носа, на ее удлинение. Представьте, что у вас еврейский нос, настолько длинный, что может поместиться поперек этой комнаты, и что вы можете видеть, куда он упрется. Снова поднимите руку, повернитесь налево — туда, где вы не чувствуете напряжения, закройте глаза и переведите взгляд от руки к правому уху. Пока вы это делаете, представьте, что по горизонтали перемещаете глаза вправо. Возвращайтесь обратно и снова вперед. Удостоверьтесь в том, что вы видите ухо и при этом не теряете из виду линии горизонта. Глаза должны двигаться очень-очень медленно. Когда вы хотите сконцентрировать взгляд, они совершают около 200 мельчайших движений в секунду. Продолжайте очень плавно водить глазами по горизонтали к правому уху и обратно, снова переведите взгляд на руку и сделайте еще одно подобное этому движение, но уже своим способом и в своем темпе. [Обращается к членам группы.] Нет, вы поворачиваете голову, а вам нужно двигать глазами, к тому же вы смотрите вниз, а не горизонтально. Как я об этом узнал, когда у вас закрыты глаза? Чудеса. Снова закройте глаза. Теперь опять откройте, посмотрите на руку и стремительно переместите взгляд по горизонтали как можно дальше вправо и обратно. Теперь опустите руку и закройте глаза, направив их перед собой. Постарайтесь подумать о том, с какой легкостью вы выполнили первую часть движения, когда хотели увидеть свой нос. Это было просто. Представьте себе еще более легкое движение, подобное плаванию по воздуху.

Оставайтесь с закрытыми глазами и поднимите перед ними руку. Не забывайте о воздушности движения и поворачивайтесь налево без изменения напряжения. Продолжайте так двигаться до тех пор, пока вы можете это делать с закрытыми глазами и пока у вас не возникнет необходимости перестроиться для дальнейшего продвижения. Теперь откройте глаза и посмотрите, отошел ли нос от той точки, до которой вы доходили раньше? Где она была сначала? Видите, некоторые продвигаются очень медленно, а некоторые аж на 20, 30 градусов и даже больше. Почему это происходит? Мы передвигали глаза в обратном направлении, и это дало нам возможность еще больше повернуться влево. Теперь лягте на спину и убедитесь в том, что даже эти несколько движений привели к появлению различий между правым боком и левым, начиная с головы, лица и глаз и до самых стоп.

Снова сядьте в позу, в которой сидели раньше, поднимите, насколько можете, перед глазами правую руку, без усилий повернитесь налево и останьтесь в таком положении. Глядя на руку, поверните голову направо и верните назад.

Теперь подумайте о том, что мешает голове продвинуться еще больше вправо.

Продолжайте движение. Кое-кто в группе жульничает — выполняет движение, которое мы еще не делали. Но он не улучшит свое состояние, если будет работать той частью тела, говорить о которой я не хочу, чтобы не сорвать урок. Поэтому вы должны понять, что если вы сразу выполнили действие правильно, значит, вы сделали упражнение. Это не научение. Важно уметь делать различие между упражнением и научением, поскольку, выполняя упражнение, вы совершаете уже известные вам действия, которые становятся более привычными и правильными. Но это только то, что вы уже знаете. У вас нет ни выбора, ни альтернативы, ни развития. Что нам нужно, так это испытать нечто такое, из-за чего мы бы воскликнули: «Эврика!» А для этого вы должны посвятить свои упражнения самонаблюдению. Теперь закройте глаза, переведите их в центр и затем снова перед глазами поднимите правую руку. Вновь подумайте о воздушности движения и выполните его чуть быстрее. Когда легкость, с которой вы выполняете движение, начнет уходить, остановитесь. [Мойше разговаривает с женщиной из группы.] Нет, вы закрываете глаза, следовательно, вас не должна заботить мысль о том, насколько далеко вы продвинулись. Если вы станете двигаться дальше, то будете перемещать только руку. Итак, вам нужно полностью повернуться налево, но с закрытыми глазами. Вы все еще не двигаетесь. Такое ощущение, что вы — это одна-единственная рука. Поворачивайтесь и грудью тоже. У вас бы не возникло таких проблем с грудной клеткой, если бы вы с ней не враждовали. Грудь — это вы, а не что-то, что у вас есть. Хорошо, продолжайте в том же духе, вы — уже более совершенная грудная клетка.

Остановитесь, откройте глаза и посмотрите, увеличился ли угол поворота, который вы с такой легкостью выполняете. Обратите внимание, что мы опять делали упражнение в направлении, обратном движению. Мы двигали глазами и головой относительно плеч. Отдохните и минутку полежите на спине. Теперь перекатитесь на бок, встаньте и снова сядьте в той же позе. (Смех.) Что смешного? [Вопрос из группы: «Это переменка?»] Да, она самая. Если вы мне не верите, то попробуйте сделать такую же, когда писаете, тогда поймете, переменка это или нет. Перерыв — это всего лишь прекращение действия, но мозгу он приносит невероятное облегчение.

Итак, примите уже знакомое положение: поднимите руку перед глазами, поворачивайтесь налево, до того момента, пока чувствуете себя комфортно, откройте глаза и оставайтесь в такой позе. На этот раз смотрите. Если вы хотите вернуться в исходное положение, обратите внимание на то, что вы должны задействовать правый тазобедренный сустав. Вам следует знать, что, когда вы поворачиваетесь налево, ваша правая ягодица отрывается от пола, а когда вы возвращаетесь назад, она снова прислоняется к нему. Также обратите внимание на то, что делает ваша другая нога, и почувствуйте изменение давления на левое бедро и колено. Снова задержитесь, повернувшись налево, а голову и глаза поверните направо. Если вы действуете очень аккуратно, то обнаружите, что, когда вы отводите глаза и голову, то это же движение вы совершаете и правым тазобедренным суставом. Теперь прервитесь. Расположите голову и глаза так, словно они примерзли к плечам. При этом правый тазобедренный сустав должен пошевелиться. Каким образом? Попробуйте еще раз. Вы начинаете движение с живота или со спины? Кто из них отвечает за подъем правого тазобедренного сустава? И обратите внимание, что, когда вы его поднимаете, возрастает давление на левый. Это значит, что вы совершаете действие бессознательно, так как увеличивать давление на левый сустав вы не собирались. Теперь, пока вы разбираетесь в том, что делаете, без усилия посмотрите налево и остановитесь. На этот раз увеличьте и затем уменьшите давление на левый тазобедренный сустав. Как вы это делаете? С моего места я на милю вижу, кто выполняет действия и не обдумывает их. Если вы снимите напряжение с левого сустава, то обнаружите, что левое колено отрывается от пола. Если оно не двигается вовсе, то, как говорят евреи, yes a goy in klaister. He знаете, что это означает?

Известно, что все религии сердечно любят друг друга, потому что все они верят в Бога. Но поскольку они любят и себя тоже, то, по всей вероятности, иудеи смеются над тем, как молятся христиане, а христиане потешаются над тем, как в платках молятся иудеи: «уауауауауа», — просто безумие. Мы же находим безумием то, что делают христиане в церкви, — играют органную музыку и стоят на коленях. Иудейская религия считает это ритуалом, а ритуал — анафема. Если вы не молитесь своему Богу, то никто за вас этого не сделает. А в католицизме, например, достаточно исповедаться священнику, чтобы получить отпущение своих грехов. Священник — представитель Бога. Если вы помните, то в Средневековье Ватикан даже продавал индульгенции за деньги. А сейчас набожные евреи говорят, что если кто-то не находился в раздумьях и не пребывал в прямой связи с Богом, а просто выполнял ритуал, то этот кто-то думал о том, о чем думает гой в церкви в понедельник. (Смех.) Вот и вы тоже не думаете.

Теперь, пожалуйста, снова сядьте и продолжайте выполнять те же движения, что и раньше. Попеременно напрягайте правое и левое бедро, и вы обнаружите, что теперь вы можете сказать, как это у вас получается. Что же приводит в движение ваше правое бедро? Мышцы живота или спины? Вопрос дурацкий, потому что, чтобы поднять бедро, мышцы живота и спины должны работать синергетически. Теперь закройте глаза и немного посидите в центральном положении, опираясь на левую руку. Еще раз воскресите в памяти ощущение своей легкости, представьте оба бедра и то, какие происходят в них изменения, когда вы поворачиваетесь. Передвиньтесь как можно дальше влево, совершая лишь едва уловимое движение и одновременно помня о том, как вес переносится с правого бедра на левое.

Теперь сделайте одно поворотное движение влево до предела его легкости. Оставайтесь в этом положении, откройте глаза и посмотрите, увеличили ли вы свой поворот еще на 10, 15 или 20 градусов. Затем положите правую руку на макушку, и вы сможете убедиться в том, что существует связь между источником энергии и вашей головой и глазами. Если это взаимоотношение искажено, то передача информации от головы к тазу не будет до конца точной. К тому же переносимая от таза к голове энергия по пути растеряется и будет использована лишь малая ее часть. Оставайтесь развернутыми влево, положите правую руку на голову и пригните ею голову так, чтобы правое ухо коснулось правого плеча. Затем выпрямитесь и нагнитесь так, чтобы левое ухо прижалось к левому плечу. Продолжайте наклонять голову из стороны в сторону и в то же время следите за тем, участвует ли в ваших действиях правое бедро и каким образом. Обратите внимание на то, что происходит с центральной частью позвоночника, когда вы прижимаете левое ухо к левому плечу. Она перемещается вправо или влево?

[Мойше останавливает группу, а двух ее членов просит продолжить.] Посмотрите, чем отличаются их движения от движений других? Почему у нее не работает бедро? Она что, глупее меня или вас?

[Мойше показывает.] Сядьте, повернитесь налево. Положите правую руку на голову и прижимайте правое ухо к правому плечу, а левое к левому, как большинство из вас делали минуту назад. Эти двое людей, на которых я обратил ваше внимание, делали нечто иное.

Они помещали локоть на лоб. Попробуйте так сделать и посмотрите, что происходит в этот момент. В позвоночнике совершается уже другое действие. Если вы хотите выяснить, почему этот человек выполняет движение именно так, то придайте локтю такое же положение и наклоняйте голову направо и налево, но не сильнее, чем это делает он. Почему вы двигаетесь с трудом, а ему эта поза удобна? В какой момент у вас возникают трудности — когда голова склонена налево или направо?

Мы постараемся это узнать. Вернитесь в прежнее положение. Вы чувствуете разницу между этими двумя способами выполнения движения? Большинству из вас действия, которые они делали раньше, кажутся смешными и неуместными. Теперь мы уже не можем узнать, почему они выполняли движения именно так, но можем выяснить, как они их делали. Обратите внимание, что, принимая их позу, при которой локоть располагается на лбу, поворот головы в одну сторону совершается едва заметным движением, а в другую сторону поворачивается все тело. Если вы снова попробуете выполнить эти действия, то по движению позвоночника сможете определить, какие именно позвонки у этих двух людей не выполняют свои обычные функции. Как будто вы просвечиваете их рентгеновским лучом. Можно определить сторону, конкретный позвонок и структуру межреберного и межпозвоночного пространства.

Немного отдохните, медленно перекатитесь на бок и примите сидячее положение. Снова обопритесь на левую руку и поворачивайтесь налево до тех пор, пока движение вам дается легко. Работайте бедрами и не забывайте о том, что у вас еще есть плечи, глаза и голова. Положите руку на макушку и поочередно наклоните голову сначала к правому, а потом к левому плечу. Смотрите, когда вы склоняете голову влево, правая сторона тела удлиняется, грудь расправляется, ребра раскрываются подобно вееру и происходит еще кое-что любопытное — правый тазобедренный сустав отходит от подмышки. По сути, правое бедро возвращается на пол в сидячее положение. Некоторые все еще не решаются выполнить это движение — они не могут наклониться и дотронуться левым ухом до левого плеча. Попробуйте сами и увидите, что если вы не будете работать правым тазобедренным суставом, то не сможете согнуть шею. Это не является задачей упражнения. Вы можете тренироваться всю свою жизнь и наклонять голову, не шевеля бедром. В действительности так все люди и поступают. Именно поэтому они и утрачивают подвижность. Можете ли вы представить себе какое-нибудь животное, которое становится таким же ригидным, какими к старости становятся люди? Как бы такое животное охотилось на газелей? Тогда ни о каком продолжении рода не могло бы быть и речи. Животные стареют, но не теряют своей гибкости. Как им это удается? Люди отказываются принять то, что они тоже являются животными. Мы заявляем, что наши человеческие качества превосходят все остальные, но почему? А потому, что так мы их классифицировали.

Однако голубь, благополучно возвращающийся в исходную среду обитания, имеет перед человеком гораздо большее превосходство. Даже перед Эйнштейном. Если засунуть Эйнштейна в мешок, оставить его в каком-нибудь месте (смех) и сказать: «Иди домой», он будет так же беспомощен, как если бы в этом мешке сидел я. Когда же из мешка выпускают голубя, тот безошибочно находит свой дом. Поэтому если бы голуби создали классификацию подобно нашей, то они бы сказали: «Смотрите, каков старый дурак — профессор, лауреат Нобелевской премии и не может найти дорогу домой! Как вам нравится этот простофиля?» Итак, снова пригните голову сначала к левому плечу, а потом к правому, и в зависимости от того, движется бедро к полу или от него, правая сторона тела соответственно удлиняется или укорачивается. Остановитесь. Вернитесь в центральное положение. Закройте глаза и положите перед собой правую руку. Снова развернитесь налево. Откройте глаза, и вы обнаружите, что ваш нос повернулся еще на 20 градусов левее. Это произошло потому, что теперь вы думаете о том, что правая сторона должна стать длиннее. Мы зовем это осознанием через движение. Однако это не только осознание. У вас также появляется возможность без предварительных упражнений делать то, что вам хочется. Что и как вы будете развивать, если сами не знаете, чего хотите. Вы можете работать только с тем, что вам уже знакомо.

Теперь положите, пожалуйста, руку на плечо и повернитесь налево, туда, где вы не чувствуете напряжения. Снова положите руку на голову. Вы уже работали с правой половиной тела, и теперь наклоните голову к левому плечу и обратите внимание уже на левый бок. С этой стороны все ребра передвигаются вместе, и давление на левое бедро ослаблено. Отметьте для себя, что, когда вы наклоняете голову вправо, правый бок сжимается и правое бедро направляется в сторону подмышки. Ребра с этой стороны перемещаются одновременно, левый бок удлиняется, и вес переносится на левый тазобедренный сустав. Продолжайте движение и увидите, как поворачивается ваш таз, а пупок перемещается вправо и влево. То же происходит и с половыми органами, так как пупок не может отодвинуться от них. Видите, какие грязные у меня мысли. Я постоянно думаю о половой близости.

Теперь вернитесь в центральное положение, поместите руку перед собой и просто вспомните то, чему вы научились и что вы чувствовали. Закройте глаза, примите для себя решение повернуться налево еще более неуловимым движением и остановитесь, как только в нем появится малейшее изменение. Представьте себе свой пупок и наклонитесь в левую сторону. Какой бок становится длиннее, а какой короче? Ваш вес поочередно переносится то на левый тазобедренный сустав, то на правый. Вернитесь в вертикальное положение и снова наклонитесь влево. Откройте глаза. Удалось ли вам завоевать еще десять или двадцать градусов? Помните, какое мы дали определение знанию в первый вечер занятий? Мы сказали, что знание — это выполнение того же самого действия, но по-другому. Отличается ли ваш теперешний поворот влево от вашего обычного движения? Есть ли теперь у вас в запасе еще один способ поворота налево?

Как насчет продвижения еще на двадцать-тридцать градусов? Поставьте, пожалуйста, ноги в прежнее положение. [Мойше обращается к мужчине с больным бедром, которому в сидячем положении была нужна опора.] Следите за своим правым тазобедренным суставом, чуть переместите его влево и вернитесь в исходное положение. Видите, вам не нужен искусственный сустав, прекрасно работает и этот. (Диалог.) Но мы еще не закончили. К концу занятия у вас будет такое же полноценное бедро, как и у меня. (Диалог.) Говорю вам, не заботьтесь о времени, пока делаете упражнение, не следите за ним.

Еще одно негативное свойство упражнения — это ошибочное мнение о важности симметрии. Для некоторых людей стремление сделать движение в правую сторону точно таким же, как и в левую, носит почти маниакальный характер. Одна из участниц группы проделывает это с каждым своим действием. И этим она только создает себе трудности в выполнении того количества движений, которое она действительно может сделать. Кроме того, она находится в позе, в которой не может работать над усовершенствованием своих действий, и все эти проблемы возникают из-за того, что она принуждает себя к выполнению симметричного движения. На самом деле симметрия мнима и в человеческом организме ее не существует. Фактически правое и левое полушария головного мозга не аналогичны друг другу и не симметричны по своей структуре и функциям. Левое полушарие содержит в себе все то, чему мы научились, — то, что является характерным для человека. У большинства людей, за исключением некоторых левшей, мозг устроен именно так. Поле Брока 673, которое находится с левой стороны, отвечает за речь. У правшей левое полушарие также отвечает за письмо, чтение, слух и музыкальность. От рождения этих функций не существует, поэтому все, что вы учитесь делать правой рукой, формируется в левом полушарии.

В Италии жил некий граф Сиенский, который однажды созвал народ и поставил перед ним задачу, чтобы кто-нибудь с завязанными глазами прошел три сотни ярдов через широкую городскую площадь, вымощенную камнями в старом римском стиле, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторону. Всякий, кто сумел бы пройти по прямой линии таким способом, получил бы половину графского состояния. Однако никому не удалось этого сделать. Так к какой же стороне прибивались люди? К левой или к правой? (Ответ) Правильно, к правой. И точно так же, если вы в каких-нибудь джунглях или в лесу собьетесь с пути и бесцельно, не зная дороги, побредете куда-нибудь, то через два часа окажетесь на том же месте, откуда начали. Вы будете все время поворачиваться направо, пока не сделаете круг. Почему так происходит? Если вы возьмете два стальных шарика, один тяжелый, а другой легкий, и поместите между ними стальной стержень, то, когда вы приведете в движение это приспособление, тяжелый шарик сделает очень маленький оборот, а шар, что полегче, опишет большую окружность. Это означает, что тяжелая сторона — это та сторона, вокруг которой мы поворачиваемся.

Почему правая сторона тяжелее? Потому, что сердце лишь немного смещено влево, а печень, самая большая в организме железа, расположена четко справа. Это еще раз говорит о том, что мы несимметричны.

Итак, что же делать с этой вашей симметрией? Видите ли, если вы учитесь выполнять симметричные действия, то на самом деле только мешаете доминирующему полушарию наилучшим образом осуществлять свои функции. Потому, что чуть только основное полушарие включается в работу, как вы уже переносите свои действия на правое, не доминирующее полушарие. В свою очередь, это подразумевает, что правая сторона завершила свой гештальт и от вашего внимания ускользают детали. Пытаясь все делать симметрично, мы становимся пропорциональными идиотами. У животных, чье обучение лишь отдаленно можно сравнить с человеческим, мозг работает более симметрично, чем у нас. В асимметрии заложена суть превосходства человека. Некоторые ученые выдвинули предположение о том, что именно асимметрия дает нам преимущество в решении проблем и возможность прогнозировать будущие ситуации. И если вы откажетесь от желания обрести симметрию и оставите в покое эту сторону своего тела, то почувствуете в ней перемены, когда будете ходить, есть и просто ничего не делать. Итак, вы спрашиваете, почему эта половина тела у вас такая неуклюжая? Уже через час ваши знания будут перенесены и на эту сторону, знания, которые уже нельзя будет утратить. Это не школьное обучение, и экзамен вам сдавать не нужно. Однако теперь это знание заложено в ваши функции, как и способность дышать.

Положите, пожалуйста, обе руки на левое бедро и распределите на них свой вес так, чтобы давление было более или менее одинаковым. Проследите за тем, какие движения могут совершать ваши бедра, и, перемещая все свое тело, включая плечи, голову и глаза, посмотрите налево. Снова вернитесь вправо и отметьте для себя, что таз поворачивается таким образом, что правая ягодица переходит в сидячее положение на полу. Живот, как и таз, теперь совершает большее движение, чем раньше. Поворачиваясь направо и налево, посмотрите на свои плечи.

Когда вы смотрите в левую сторону, правое плечо выдвигается вперед, а левое уходит назад. Когда же вы поворачиваетесь в правую сторону, вперед выдвигается левое плечо, а правое в это время уходит направо и вниз, и вы, в сущности, округляете спину, как если бы вы совершали вращательное движение животом. При повороте налево вы становитесь длиннее и голова отходит от таза. Вот теперь перед нами встает действительно сложная задача. Кое-чем мы пользуемся всю свою жизнь и не знаем, что это. У нас есть таз, плечи, глаза и голова, которыми мы можем двигать. Но посмотрите, в этом движении все части тела не дифференцированы и перемещаются в одном направлении.

Итак, комбинацией возможных движений являются 4, умноженные на 3 и умноженные на 2, то есть 24 вариации. Из этих 24 человек, сам того не зная, выбирает и изучает те, что полегче, и всю жизнь игнорирует все остальные движения. И еще люди считают, что относятся к себе гуманно. А я скажу, что они используют 1/24 своих возможностей, что составляет где-то около 5 %. Исследуйте множество комбинаций движений, которые вы можете сделать пальцами рук. Движения, выполняемые всеми пальцами вместе, менее дифференцированы, чем те, в которых вы три пальца располагаете одним способом и два — другим.

У людей, играющих на музыкальных инструментах, таких как фортепиано или скрипка, дифференциация должна быть огромной. Чтобы сыграть серию быстрых звуков, требуется такая дифференциация, которая представляет собой квинтэссенцию воистину превосходящего все искусства обучаться. (Смех.)

Теперь посмотрите на свое тело: таз, плечи, глаза и шея всегда двигаются в одном и том же направлении, одним из 24-х возможных способов. Позже мы поработаем над этим, а теперь положите правую руку перед собой, закройте глаза и поворачивайтесь налево, пока это не представляет для вас трудности. Теперь откройте глаза и повернитесь в ту сторону, в какую поворачивались в начале занятия. Посмотрите, на сколько градусов увеличился ваш поворот, а прилагаете вы к этому уже меньшие усилия.

Очевидно, что улучшения вы достигли не через упражнение, а через разделение функций, которые у вас со зрелого возраста, а у многих и с момента полового созревания, были недифференцированны. Если бы вы в течение двух часов упражнялись в отработке движения, то всю неделю страдали бы от боли. А теперь, несмотря на усталость и на два с половиной часа, которые вы просидели в этой дурацкой позе, когда вы встанете, вы будете чувствовать себя легче и лучше, чем прежде. Мы внесли изменения в организацию, что противоречит обычному общечеловеческому опыту, и произошло это благодаря функциональной интеграции, которая работает, по сути, так же, как разум, но видит вещи в другом свете. По сравнению с ней упражнение — это глупая привычка, которая была нам привита воззрениями иудейской и христианской религий.

Как такое случилось? Эти религии не позволяют людям наслаждаться жизнью до тех пор, пока те своими страданиями не заплатят за это сполна. Уже лишь за то, что мы нагрешили и были изгнаны из рая, у нас есть право на приоритетное существование. И все это сделал Бог, которого мы должны были любить. (Смех.) В целом представление людей о Боге и истолкование яблока и рая — простая болтовня. И до тех пор, пока мы испытываем необходимость в такой религии, мы будем беспомощны и не сможем рассчитывать на собственные силы. Нам все еще нужна религия, чтобы держаться вместе, поскольку если мы доверимся собственным чувствам, то поубиваем друг друга еще более жестоко, чем любые другие виды.

Если вы решите перенять опыт других особей и затем постараетесь выдумать нечто новое и принять это за истину, то с вашей стороны это будет наивно. Современные люди думают, что могут разделить любовь и секс, и, что важно, не представляют, какую проблему они себе создают. В книге под названием «Поколения и поведение» описана любопытная вещь. Если в одном поколении имела место какая-то мания, то следующее поколение унаследует эту особенность и разделит ее между собой, третье поколение будет жить в сомнениях, а четвертое поступит так же, как и первое. У нас в Израиле есть такое явление, как кибуц (сельскохозяйственная коммуна), где люди пытались применить наиболее передовые идеи и социалистическое мышление. Инженеры, доктора, философы оставили все, что у них было, отправились разрабатывать почву и посвятили себя процветанию. Они строили идеальное коммунистическое общество, в котором каждый человек делал ту работу, которая была ему по силам, а о его нуждах заботилась вся коммуна сообща. У них не было ни религии, ни бракосочетаний, детей обучали люди, которые знали, как нужно учить. Иные даже не ведали, кто был отцом ребенка, поскольку практиковали свободную любовь. Это похоже на Калифорнию будущего, калифорнийская мечта. (Смех.)

Сейчас, спустя 80 лет после того эксперимента, обнаруживается удивительная вещь. Новое молодое поколение говорит своим родителям: «Мы не хотим быть такими же старомодными идиотами. Мы хотим, чтобы нас обвенчал раввин. Свободная любовь — это отживший хлам». А поскольку новое поколение воспитывалось в атеистическом духе свободной любви и свободы вообще, то родители и, в свою очередь, их родители, которые никогда в жизни не состояли в браке, не могут понять, у кого их дети переняли эти ценности. Новое поколение требует, чтобы их родители вступили в брак теперь, поскольку раввин не венчает внебрачных детей. Не обвенчает их раввин еще и потому, что они могут оказаться неевреями и, не приведи господь, испортить наш запас генетического превосходства. Молодое поколение сделало как раз обратное тому, что делали три предыдущих поколения.

Теперь вы видите, что свободная любовь и атеизм не настолько примитивны, как думают люди. Мы не можем просто выкинуть этот старый хлам, поскольку он является неотъемлемой частью нас самих. Религия появилась неспроста — с ней связаны человеческие страдания и бремя личной ответственности. И меняться мы можем лишь постепенно, и то не полностью.

Итак, вы убедились, что стали двигаться лучше, работая асимметрично. Мы выполняли действие, противоположное тому, что сделал бы обычный человек, чтобы повернуться налево. Но для нас это не составило особого труда, так как мы дифференцировали недифференцированные функции нашей нервной системы. Но это еще не все, и улучшения, которых мы добились, составляют всего лишь 40-50 % от того, что вы можете еще сделать. Сегодня днем мы продолжим наше занятие. Пройдитесь. Что вы чувствуете, когда мы немного больше разделили функцию, практически ничего при этом не делая, а только разговаривая и размышляя? Постарайтесь понять свои ощущения в левой и в правой половине тела. Сейчас покружитесь направо и обратите внимание, что вы при этом чувствуете. Теперь налево — и найдите отличия. (Смех.) Как бы вы пришли к этому с помощью обычного упражнения? Вы не узнали бы и десятой доли того, чему научились сегодня. Спасибо. (Аплодисменты. Урок прекращается и возобновляется после полудня.)

Сядьте и заведите левую ногу назад. Облокотитесь на левую руку. Давайте повторим заключительные движения, которые мы делали этим утром. Обе руки положите на левый бок и обопритесь на них. Помните о том, что голова и таз информацию друг о друге получают через позвоночник. Когда вы, поворачивая влево плечи, голову и шею, начинаете движение, таз перемещается таким образом, что вес переносится на левую сторону. При повороте направо вы переходите обратно на правый тазобедренный сустав. Таз немного поворачивается вокруг вертикальной оси. В этом движении все перемещается в одном направлении. Теперь обратите внимание на то, что, когда вес с правого тазобедренного сустава переносится на левый, удлиняется одна половина тела, что способствует вращению. Если вы сгибаете пружину, то одна ее сторона должна стать длиннее, а другая сжаться. Здесь происходит то же самое.

Продолжайте движение и в то же время поверните голову и переведите взгляд в обратную сторону от ваших плеч. Итак, когда плечи направляются влево, голова и глаза перемещаются вправо и возвращаются назад.

Это разобщенное движение вам незнакомо, и до тех пор, пока вы его тщательно не продумаете, вы не сможете его сделать. Вы можете считать, что совершаете правильное движение, а на самом деле делать все наоборот.

Продолжайте выполнять движение, пока оно не станет для вас таким же привычным, как ваше обычное одновременное движение головой и плечами. Теперь остановитесь и попробуйте выполнить свое первоначальное движение, когда голова и плечи перемещаются вместе водном и том же направлении.

Вы увидите, что в правую и в левую сторону вы поворачиваетесь заметно лучше. Теперь вернитесь к непривычному движению и обратите внимание на то, что влево вы поворачиваетесь больше, четко различая знакомое движение. Это и есть истинное знание: вы находите другой способ выполнения уже известного вам действия. Некоторые ваши проблемы, связанные с двигательными функциями, вызваны тем, что вы не осуществляете возможных разграничений. В тех случаях, когда поврежден мозг, вы можете пробудить другую его часть, чтобы в процессе дифференциации довести до конца выполнение нарушенной функции.

Теперь остановитесь, вернитесь в центральное положение, закройте глаза, правую руку положите перед собой, снова сделайте как можно более легкое и незаметное движение влево и продолжайте его до тех пор, пока чувствуете, что можете двигаться без каких-либо усилий или изменения дыхания. Помните, что постепенно или одновременно во всех частях тела, которые мы задействуем, вы почувствуете огромные улучшения. Сейчас остановитесь и поверните голову туда, где она находилась, когда мы только начинали урок, убедитесь, насколько велика разница.

Звучит безумно, но это все еще одна из 24 возможностей. Снова положите обе руки на левый бок и разверните голову и плечи в обратную сторону. Глаза поверните налево или направо — по желанию. Они перемещаются вместе с головой и плечами, что одно и то же. Мы считаем естественным то, что нам легко выполнить, к чему мы привыкли и что делаем постоянно. Теперь голову и плечи разверните в разные стороны. Взгляд перемещается вместе с головой, так? Продолжайте, но теперь переводите взгляд в одну сторону с плечами. Движение выполняйте медленно. Если вы будете торопиться, то сделаете ошибку. Почему так трудно продумать это движение? Если вы себя проконтролируете, то обнаружите, что, скорее всего, выполняете одно из привычных для вас действий. Остановитесь и выкиньте это из головы до следующей попытки. Медленно продолжайте поворачиваться и посмотрите, насколько вы продвинулись на этот раз. Смотрите, я разворачиваю вместе голову и плечи. Затем перемещаю их в противоположном направлении. Глаза передвигаются вместе с головой. Теперь я могу перевести взгляд в обратную сторону и после того, как плечи уже развернуты, глаза могут поворачиваться вместе с ними. Вы увидите, что все проблемы рождаются в голове, и нигде больше. Остановитесь и снова вернитесь в центральное положение. Попробуйте выполнить движение еще раз. Голову и плечи разведите в разные стороны, а взгляд устремите в том же направлении, что и плечи. Вот теперь ваши глаза передвигаются вместе с плечами, и, значит, вы сделали это, причем легко! Почему же вам с таким трудом даются эти движения, когда вы хотите их выполнить сознательно?

Возвращение в центральное положение подобно возвращению домой. Выполнить движение просто, но выполнить его по желанию — это совсем другое. То же самое и с эрекцией. У вас может быть с ней все в порядке, но попробуйте вызвать ее специально и обнаружите, что ничего не получится.

Итак, голову и плечи медленно разверните в разные стороны. Взгляд переведите вместе с плечами и остановитесь. Вам удается это движение, поскольку с плечами уже все в порядке. Теперь примите ту позу, из которой вам было легко возвращаться домой. Итак, вернитесь домой и выполните движение еще раз. Вы научились ему за 20 секунд, и это очень важно. Если вы приходите домой, то вы оказываетесь в безопасности. Из любого запутанного, дифференцированного положения вы возвращаетесь в нейтральное, и движение становится легче, несмотря на то что передвигаетесь вы с той же координацией. Таким образом, благодаря возвращению домой вы учитесь трудную комбинацию делать легкой и не испытываете при этом никаких проблем. Эта тайна известна лишь посвященным, и Гурджиев, например, никогда никому не раскрывал подобных секретов. Это ключ ко всему, что вы хотите сделать, но не можете.

Попробуем еще раз. Продумайте, как вы поворачиваете голову в одном направлении, плечи в другом, и представьте, как глаза передвигаются в одну сторону с плечами. Двигайтесь медленно и после каждого поворота возвращайтесь домой. Попробуйте выполнить движение в обе стороны. Помните, что возвращение домой не означает для всех одно и то же, но эмоционально значит очень много. Когда вам причиняют страдания или обижают, когда кто-то вас бросает или вы разочаровываетесь в любви, вы приходите домой, чтобы поплакать. Там вы в безопасности и можете быть самими собой. На публике же наибольшее сходство с домом имеет нейтральное положение.

Продолжайте до тех пор, пока одновременное движение глаз и плеч не станет для вас совсем простым. Остановитесь и в одну и ту же сторону вместе поверните плечи и переведите взгляд. Когда завершите движение, переведите глаза налево. Только глаза — голова остается на месте. Теперь вы смотрите в том же направлении, куда развернуты плечи. Остановитесь и верните глаза и плечи в центральное положение. Вот теперь вы переводили взгляд одновременно с поворотом плеч.

А сейчас давайте попробуем сделать нечто новое и необычное, чтобы добиться еще больших успехов. Положите левую руку на лоб, а правую руку на затылок и повертите ими голову.

[Мойше обращается к трем членам группы с просьбой продемонстрировать свои действия.]

Видите, что она делает? Можете уловить разницу?

[Одна из участниц группы, чтобы повернуть голову, перемещает все тело целиком, в то время как остальные вращают головой, как просил Мойше.]

На самом деле движение головы у нее совсем не было связано с руками, его производила нижняя часть туловища, а я сказал «повертите головой». Но люди неправильно понимают такого рода вещи, хотя ошибка эта настолько очевидна, что невозможно понять, как ее вообще можно сделать. Нельзя сказать, что эти люди глупы. Среди них есть гораздо более умные, чем мы с вами, просто их нервная система не дифференцирована. Они делают то, что знают, как делать, по привычке, подобно птичке, капающей на вас прямо в полете. Постарайтесь вращать головой. Давайте разберемся, в чем заключается проблема и почему людям, чтобы выполнить эти действия, приходится двигать всем телом, включая таз. Сделайте оба движения — правильное, а затем неправильное. На самом деле право на существование имеет и то, и другое движение, просто это разные способы действия. Теперь сделайте второе движение, и вы обнаружите, что все снова повторяют первое. Всего минуту назад вы чувствовали, что делаете именно его, а потом снова его упустили.

[Мойше адресует комментарий одному из членов группы.]

Теперь вы сами видите, что жульничали, но это неважно. Лучше уж жульничать и при этом учиться, чем не учиться вовсе. Итак, может ли кто-нибудь выполнить оба движения? Многие из вас столкнутся с проблемой передвижения глаз вместе с плечом. Через минуту я вам покажу, почему так сложно выполнить такое простое движение. Вы не поверите, что, зная свое тело уже столько лет, вы не имеете об этом ни малейшего представления. Смотрите, что происходит. Вы кладете левую руку на лоб, потом поворачиваете его, а затем вместе с рукой, со лбом и головой переводите взгляд. Это может сделать каждый, и никто не будет работать всем туловищем, чтобы выполнить это движение. Теперь смотрите, что происходит.

[Мойше обращается к человеку, которого уличил в жульничестве.]

Выполните движение еще раз. Смотрите, что он делает, — он думает о своих локтях и не шевелит правой рукой.

Итак, еще раз. Видите, какие сомнительные действия он совершает локтями? Похоже, он придумал какой-то фокус, чтобы самого себя одурачить. Но это не страшно. Он все-таки научится движению, потому что уже через минуту необходимость в этой уловке отпадет. Теперь посмотрите, что сейчас произойдет, и потом честно скажите, обратил ли кто-нибудь на это внимание или, может, подумал об этом. При поворачивании головы его левая рука передвигается вправо и влево и глаза следуют за ней. Знакомое движение, не так ли? Так же просил вас положить правую руку на затылок. Теперь смотрите: когда вы поворачиваете голову направо, глаза перемещаются в обратном направлении, то есть глаза и голова движутся в одну сторону с левой рукой и в разные стороны — с правой. Конечно, это происходит в том случае, если вы правильно выполняете вращение. Если же вы совершаете поворот при помощи только левой руки, тогда ваша правая рука передвигается в одном направлении с головой и глазами. И у вас действительно есть склонность к тому, чтобы смещать их в одну сторону. Вы обратили внимание, что он делал локтями? Я вам объясню: он пытался избежать поворота головы в другую сторону, и его локти развернулись в одном направлении. Если же совершать вращение обеими руками, то локти расходятся в разные стороны.

Теперь, чтобы понять, что происходит, поверните голову направо и в это время посмотрите налево. Вы не понимаете. Когда я переношу правую руку справа налево и поворачиваюсь, мои глаза и голова перемещаются в направлении, обратном движению руки, то есть слева направо. Я делаю то же самое движение и перевожу глаза вместе с правой рукой — они идут влево. Настолько элементарная вещь и одновременно такая трудная. Загвоздка оказалась вот в чем: каждый раз, когда вы поворачивались направо, туда же устремлялись и ваши глаза, которые не знали, что нужно сделать, чтобы начать двигаться в обратном направлении. Поэтому вместо глаз вы двигали всем телом, и происходило это потому, что вам никак не удавалось отделить взгляд от движения руки позади вас. Итак, когда правая рука движется справа налево, глаза устремляются направо. Начните все заново: взгляд, как и раньше, переведите вместе с рукой. Теперь прервитесь и переведите глаза влево. Вот теперь вы уловили суть. Вам понятно, в чем раньше заключалась проблема?

Итак, если с вращением вам все понятно, вернитесь к движению, над которым мы работали до этого. Устройтесь на полу и положите руки на левое бедро. Повернитесь направо, а затем налево, направив глаза, голову и плечи в одну сторону. Глаза и голова движутся вместе. Теперь медленно разверните глаза и плечи в одну сторону, а голову, как и раньше, в другую. Прекратите движение и, не меняя позы, поднимите перед глазами правую руку и перевернитесь налево. Смотрите, как вы продвинулись. Сейчас вы осваиваете то, как сохранить гибкость в пожилом возрасте. Многие люди перестают работать головой в любой ситуации, которая отличается от той, что известна им с детства. Они ограничили свои возможности, все время выполняя лишь одну комбинацию, которая постепенно становится настолько монопольной, что подавляются важные отделы мозга и нейроны больше никогда не используются в каком-либо другом паттерне. Сейчас, когда человек умирает, его печень, сердце или почки могут быть трансплантированы при условии, что они все еще находятся в рабочем состоянии. Но тогда какой же орган погибает? А погибают именно те зоны мозга, которые ни разу не были задействованы. Они делаются склеротичными. Человек мог стать абсолютно ненормальным из-за того, что одни отделы мозга эксплуатировались в полной мере, а другие не использовались вовсе. То, чему не нашлось применения, отмирает и не может быть восстановлено. Некоторые пожилые люди отчетливо помнят события 25-летней давности, но не могут сказать, что было вчера или всего лишь минуту назад. Или бывает так, что кто-то рассказывает вам некую историю и уже через пару секунд повторяет ее заново. Конечно, это упрощенный вариант, и на самом деле все не так просто, но в первом приближении видно, что мы можем лишиться рассудка из-за того, что используем один-единственный паттерн и эксплуатируем его до тех пор, пока он себя не исчерпает.

Итак, давайте посмотрим, достигли ли вы на этот раз предела своих возможностей. Отведите обе руки еще немного левее и поверните глаза, голову и все остальное также налево. Посмотрите, можете ли вы видеть прямо позади себя. Но вы можете видеть другие 90 градусов. Вот женщина, которая жаловалась на то, что правое бедро у нее было неустойчивым. И смотрите, что она проделывает им теперь. Она развернулась на 70 градусов и может видеть окно.

Теперь вернитесь в положение, в которое легко поворачивались в самом начале занятия. Видите, как это далеко от того места, куда вы можете развернуться теперь? Угол поворота увеличился у вас в пять или в шесть раз, и при этом мы не сделали ничего, кроме того, что разделили некоторые обязанности глаз и головы. Теперь, пожалуйста, лягте и немного передохните.

Научение — это такой процесс, при котором ты учишься делать уже известное тебе действие, но по-другому, чтобы появилась возможность выбора. Разница в способах при этом должна быть заметной, иначе выбор не будет свободным. Никто не заставляет вас выполнять то или иное движение, но у вас есть свобода выбора.

Как вы заметили, мы вовсе отложили работу с другой половиной тела, действуя асимметрично. Тем не менее для вас это прекрасный опыт. Вы можете почувствовать, что одна сторона вашего тела теперь в порядке, а другая остается такой же, какой была, когда вы сюда пришли, — неуклюжая и непослушная.

Теперь вы знакомы со своей левой половиной тела, но не знаете возможностей правой и не обладаете ощущением различия. Итак, пожалуйста, сядьте и отведите назад левую ногу, обопритесь на правую руку, закройте глаза и поднимите левую руку. Представьте, что поворачиваетесь направо. Теперь вообразите, что собираетесь устремить глаза в другую сторону, влево. Переместитесь чуть-чуть вправо и, находясь в этом положении, мысленно переведите взгляд налево и посмотрите на свое левое ухо. Постарайтесь сохранять поверхностное дыхание и не сбивать его своими размышлениями. Теперь представьте, что переводите глаза, чтобы увидеть свое ухо, но так, чтобы взгляд равномерно скользил вдоль линии горизонта. Вы обнаружите, что невозможно совсем ничего не делать. Если вы намерены выполнить движение, то схема действия у вас уже заложена, и вы действительно можете ощутить, как мышцы отзываются на ваши мысли даже тогда, когда вы не совершаете большого движения.

Теперь опустите руку, чтобы дать ей немного отдохнуть, и поднимите снова. Опять закройте глаза и мысленно поверните голову вправо настолько, насколько можете это сделать без усилий.

Теперь, когда вы представляете себе это движение, можете ли вы ощутить его в своем левом тазобедренном суставе? Подумываете ли вы о том, чтобы приложить некие усилия или просто плавно переходите в эту позу? Становится ли грудная клетка или позвоночник тверже, когда вы себе это представляете? Оторвется ли на самом деле ваше левое бедро от пола, после чего вес переместится на правый тазобедренный сустав? Поднимите перед собой руку, закройте глаза и затем выполните эти действия как можно более плавно. Повернитесь направо и выясните, куда вы можете повернуться без усилий. Останьтесь в этом положении, откройте глаза и оглядитесь. Это движение более результативно, чем-то, что мы делали в самом начале. Вы всего лишь представили себе два движения, и посмотрите, насколько вы уже повернулись.

Снова поместите перед собой левую руку и поворачивайтесь направо, пока можете это делать плавно и без напряжения. Закройте глаза и представьте, что откидываетесь на левую ягодицу. Вам придется ограничить свои движения, чтобы просто думать. Вы должны выработать у себя стремление действовать и при этом стараться не пользоваться мышцами или суставами. Суть движения заложена у вас в голове.

По мере того как вы будете продвигаться в своих мыслях дальше, вы увидите, что правое колено должно подняться. Что вам нужно будет сделать с плечами и головой? Выполните в уме пять или шесть движений. Чтобы обдумать движение, вам необходимо почувствовать свой вес на правом плече и то, что вы действительно напрягаете свое тело. В результате позвоночник удлиняется и голова оказывается выше. Далее, когда вы передвигаетесь, чтобы сесть на левое бедро, вы отводите плечо от правой руки. Теперь представьте это движение в своем воображении.

Достаточно. Вернитесь вперед, левую руку положите перед собой, закройте глаза и легчайшим, едва уловимым движением повернитесь вправо. Насколько вы продвинулись? Поразительно, что думать гораздо эффективнее, чем тратить силы и выполнять движение по-настоящему. Хорошо, теперь снова поместите перед собой руку и поворачивайтесь направо, пока можете это делать без напряжения. Левую руку положите на макушку. Не забудьте, что если вы наклоняете голову к левому плечу, то поднимается левая ягодица и вся левая половина тела укорачивается. Пока лишь представьте себе, как левый тазобедренный сустав придвинется к левой подмышке и как вся левая сторона вашего тела сначала сожмется подобно аккордеону, а затем раскроется, словно японский веер. Представьте, как склоняете голову налево, чтобы сделать все это, а потом направо, и постарайтесь обратить внимание на детали, которых не замечали раньше. Если вы мысленно наклоняете голову направо, то ребра, находящиеся с правой стороны грудной клетки, отодвигаются от правого локтя. Один раз сделайте данное движение наяву, и вы убедитесь, что это действительно так. После этого вы сможете его обдумать. Выполняя наклон, определите, насколько увеличивается расстояние между правой рукой и ребрами. Теперь положите руку на голову и представьте себе это расстояние. Одновременно вы можете нарисовать в воображении свою левую ягодицу, касающуюся пола. Кроме того, вы почувствуете, как правое бедро направляется вверх и мышцы живота начинают вибрировать, словно готовятся совершить какое-то действие. Продолжайте думать о том, как прислоняете правое ухо к правому плечу, а левое к левому, и в уме ускорьте движение. В это же время отмечайте все, что вы должны чувствовать. Например, увеличение и уменьшение расстояния между правой рукой и ребрами, сокращение одной стороны тела при удлинении другой и тому подобное. Затем вернитесь в центральное положение, поднимите перед собой руку, как можно свободнее повернитесь направо и откройте глаза. Держите в мыслях все свои ощущения. Видите, как эффективно думать! Больших результатов вы добьетесь при меньшем напряжении, поскольку мышцы в этом случае не устанут. Сейчас выполнить это движение нам будет уже гораздо проще и, хотя до этого мы его ни разу не делали, оно займет десятую часть того времени, что мы потратили, выполняя его с другой стороны тела.

Хорошо. Теперь закройте глаза. Обе руки расположите на правом боку и представьте себе расстояние между задом и макушкой. Что делают ваш таз, пупок и ноги, когда вы хотите немного повернуться направо? Просто подумайте об этом. Представьте, что собираетесь одновременно передвинуть плечи, голову и глаза. Теперь плечи и голову трижды мысленно разведите в разные стороны так, чтобы, когда ваши плечи направлялись вправо, голова и глаза устремлялись налево. Таким образом, в левую сторону ваши глаза могут поворачиваться вместе с головой, а в правую — с плечами.

Подумайте о том, как вы работаете глазами, когда разворачиваете голову в другую сторону. Решите для себя, будете вы их передвигать вместе с плечами или с головой. Я хочу сказать, что если вы тщательно обдумаете эту мысль, то независимо от того, сумеете ли вы дифференцировать движение или нет, вы добьетесь значительных улучшений. И если сейчас повернетесь направо, то поворот будет уже гораздо больше. Оставьте руки в этом же положении, посмотрите направо и представьте, как далеко вы можете повернуться туда и обратно. Видите, какого мы добились вращательного движения, ничего при этом не делая.

Остановитесь и сядьте. В какой половине тела вы чувствуете больший комфорт? Смените ногу. Усаживаясь на другой бок, начните поворачиваться влево и сосредоточьте свое внимание на том, какие вы при этом испытываете ощущения. Движение должно быть свободным — тогда вы сможете найти различия. Снова смените ногу и попробуйте поворачиваться в другом направлении. Определите, с какой стороны легче выполнять вращение, когда обе руки находятся на полу, — слева, где мы старательно отрабатывали движения, или справа, где мы их делали лишь в уме. Снова переключитесь на другой бок и делайте так до тех пор, пока не уравняете левую и правую стороны.

Представьте себе ту сторону тела, с которой вы легко выполняете движения, и постарайтесь добиться свободных движений и с другой стороны тоже. В процессе ваших действий мозолистое тело, которое содержит несколько миллиардов волокон, соединяет правое полушарие с левым. Таким образом, все, чему научилась одна половина мозга и одна половина тела, переносится и на другую сторону. Это и есть тот вид обучения, который превращает обычного человека в гения. Именно он дает нам право называться людьми. Вы больше не ограничены всего одной из 24 возможных комбинаций и уже не проведете жизнь, совершая одни и те же глупые действия.

Смените ногу и бок. Вообразите, что поворачиваетесь уже свободнее. Представьте движения, которые делают ваша попа, ступни, таз, живот, плечи, лицо, шея и глаза. Повернитесь в любую сторону, при этом плечи могут двигаться как вместе с глазами, так и врозь. По мере выполнения этих действий вы становитесь выше и шире.

Теперь посмотрите, насколько большое пространство вы можете охватить взглядом. Стоп. Если вы видите свой предел, когда поднимаетесь, значит, вы также можете это сделать и не вставая. Достаточно просто себе это представить. После вы поймете, что все вспомогательные движения, которые мы используем, призваны облегчить обучение. После того как мы всему научимся, они нам уже не понадобятся. Итак, теперь вы видите окно, не вставая. Вытянитесь. Какая часть тела напрягается? Какой части тела необходимо прекратить работу? Чтобы продвинуться так далеко, как вы представляли себе в своем воображении, вам нужно встать с пола. Не удерживайте свой корпус в жестком сцеплении с тазом. У воображения нет пределов. Если бы они были, то вы не смогли бы перелететь отсюда в Токио, у нас бы не было спутника Telstar и мы не имели бы возможности отправиться на Луну. В некоторых областях знаний мы все еще продолжаем действовать по одной из 24 возможных схем. Особенно это касается дальнейшего развития нашего общественного устройства, правительства, налогов… Мы продолжаем сохранять дурацкий, допотопный образ мысли и считаем его религией. Даже президенту приходится платить дань. Он обязан демонстрировать, что по воскресеньям посещает церковь, иначе президентом ему больше не быть. Я ничего не имею против того, чтобы ходить по воскресеньям в церковь, это — личный выбор каждого. Но это не является нашим свободным выбором. Инфляция, загрязнение окружающей среды и подобные проблемы существуют из-за того, что мы овладели всего одной глупой схемой использования собственных ресурсов и больше не позволяем себе меняться. Пять столетий ушло у людей на то, чтобы понять, что если нагадить где-то в море, то море будет загажено. В Средиземноморье есть 12 городов с населением более 2 миллионов людей, и все они загрязняют окружающую среду. Как долго море может оставаться чистым? Если как следует разобраться, то можно увидеть, что это и есть те самые паттерны, которые никогда не оспаривались, были приняты и оставлены без изменений, что не дает нам принять на себя ответственность и поступить так, как для нас же и будет лучше.

А сейчас встаньте и определите, что вы чувствуете теперь. Пройдитесь. Во время ходьбы повернитесь назад или в стороны, как будто, находясь в машине, даете задний ход. Теперь вы можете оглядываться назад и при этом без проблем продолжать идти. Посмотрите вперед, а затем назад, но уже с другой стороны. Некоторые из присутствующих здесь пожилых людей раньше имели возможность смотреть только в зеркало и не могли оглянуться назад, когда вели машину, а теперь могут. Ожидали ли вы, что вся группа, состоящая из пожилых, полных, молодых и бородатых людей, может так легко этому научиться? Теперь вы понимаете, что научиться могут все, а не только самый умный или самый лучший ученик в классе. Вы все добились хороших результатов. Думаю, это и есть истинное научение. Теперь давайте сделаем перерыв. (Аплодисменты.)

Дополнительные материалы:

Урок 7. Осознание через движение. Моше Фельденкрайз.


Похожие статьи: