Строение мочевыделительной системы.

      Комментарии к записи Строение мочевыделительной системы. отключены

Тема урока:Выделение. Мочеполовая система.

2. Цель урока: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма

3. Задачи:

Образовательные: Обобщить знания об органах выделения организма;
• Ознакомится с общим планом функций и строения органов мочевыделительной системы;
• Изучить особенности внутреннего и внешнего строения почки касательно с выполняемых функций.

Развивающие:
• Развить умение работы с текстом учебника, с таблицами, рисунками;
• Развить умение конкретно и кратко отвечать на поставленные вопросы;
• Развить умение применять имеющие знания, анализировать информацию и внимательно слушать;
• Научится давать терминам объяснения.

Воспитательные:
• Сформировать устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни;
• Сформировать познавательный интерес к предмету через рождение ситуации успеха.

4. Новые знания:

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
  • • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
  • • проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с использованием информационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.

<p>5. Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый

6. Формы организации урока:Фронтальная, индивидуальная, групповая

7. Оборудование:ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», 10 экземпляров стихотворения о почках для групповой работы, информационный раздаточный материал – 1 на парту, каждому ученику – тест на закрепление.

8. Тип урока :Урок освоения новых знаний

9. Использованная литература:

1. Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).

2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений — М.: «Вентана-Граф», 2007.

3. Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 — 2003

4. Здравушка. Научно-популярный альманах для детей. Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с

5. Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». — Курган, 2010. — 80 с.

6. Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).

7. Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся время
Организационный моментЗдравствуйте ребята. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует? Здороваются. Отвечают на вопросы.
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся .Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).-Какие вещества удаляются из организма?-Какие органы принимают в этом участие?Однако основным органом выделения являются почки. Отвечают на вопросы
Сообщение темы, цели и задач урока.Тема нашего урока: Выделение. Мочеполовая система.Постановка задач урока.Сегодня на уроке мы* Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.* Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.* Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Записывают тему и задачи в тетрадь
МотивацияКакое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?( Слайд 2) возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию)
Восприятие и осознание учащимися нового материала.Работа со схемой «Этапы обмена веществ». Строение мочевыделительной системы. Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.*Первый этап — поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.*Второй этап — внутриклеточный обмен.*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.Прочитайте в учебнике на стр. 170 первый абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов? Итак, какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ) А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ). Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена.Процесс выделения — это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)
Название органа Вода Углекислый газ Твердые вещества
Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г
Почки 1500 г 30 – 50 см3 60 – 65 г
Легкие 500 г 450 – 500 л Нет

— Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

— Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

— Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

— Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).(Слайд 5)

Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

*У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

*Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор).

У членистоногих? * у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды)

*У хордовых? (парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака).

— А к какому типу относится человек? (К типу Хордовые).

— Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда — лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки). Они образуют мочевыделительную систему человека.(слайд 6)

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими (слайд 7)

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.(Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК:две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

• Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький — зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? (слайд 8)

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «УГУ», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

• Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

• Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький — зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

— У кого было не больше двух ошибок? — отлично улавливаете смысл текста.

— У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Урок биологии №39. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Образование мочи.