Широкое образование и общее развитие.

      Комментарии к записи Широкое образование и общее развитие. отключены

Марков А. В., 2011

Введение в науки о жизни

Курс лекций

Это конспекты лекций, которые я делал для себя. Материал не был специально подготовлен для публикации. Поэтому он не является совершенно самодостаточным. Многие вещи, которые я говорил на лекциях, не отражены в конспектах. О них читатель сможет только догадываться по слайдам. С другой стороны, многие пространные фрагменты текста, выложенные здесь, в действительно не были сказаны на лекциях из-за нехватки времени, или были сказаны в сокращенном виде.

Разрешается использование материалов в некоммерческих целях (например, для подготовки предподавателями собственных учебных курсов) с обязательной ссылкой на источник.

Оглавление:

1. Введение. Повторение азов. Мутации, изменчивость (лекции 1-4)

2. Догмы, мобильные элементы, горизонтальный перенос (лекции 5-7)

3. Дрейф, отбор, половое размножение (лекции 8-10)

4. Видообразование. Половой отбор (лекции 11-13)

5. Биология развития (лекции 14-17)

6. Происхождение жизни (лекции 18-20)

7. История Земли и жизни на ней (лекции 21-25)

8. Палеоантропология (лекции 26-28)

9. Эволюционная психология, этика, эстетика (лекции (29-32)

  • Часть 1. Введение. Повторение азов. Мутации, изменчивость (лекции 1-4)

<p>Зачем экономистам биология?

На сайте «Совместного бакалавриата» сказано, что «Общие курсы по выбору предназначены для того, чтобы студент получил широкое образование… Такая широта необходима как для общего развития индивида, так и для его профессионального развития – современная экономическая наука и практика соприкасается практически с любой сферой деятельности»

Широкое образование и общее развитие.

Биология в последние полвека развивается быстрее всех прочих естественных наук. Новые открытия, сделанные биологами за это время, привели к довольно радикальному пересмотру картины мира. В современном мире человек, ничего не смыслящий в биологии, вряд ли может считаться образованным, грамотным и развитым. Такой человек будет дезориентирован во многих важнейших вопросах, в том числе и связанных с экономикой. Мир, в котором мы живем, глубоко биологичен. И мы сами, люди, конечно, тоже в значительной мере представляем собой биологические объекты. Причем к нашему поведению и психике это тоже относится.

Пример. Генно-модифицированные продукты опасны, потому что в них есть гены. В чем ошибка?

Это был пример очень простой проблемы. Способность разобраться с такими проблемами входит в набор обязательных знаний, которыми должен обладать каждый человек. Я даже не говорю «каждый культурный человек», или «каждый образованный человек». Просто каждый человек.

Но есть и огромное количество более сложных проблем, которые требуют более глубокого понимания биологии и биологических аспектов человеческой природы. Например, встречается вот такая точка зрения: «Генетика поведения, нейробиология, нейропсихология – опасны для общества, потому что ставят под сомнение свободу воли и моральную ответственность. Если наши поступки определяются не свободным выбором, а генами и строением мозга, то получается, что никто ни в чем не виноват, никого нельзя наказывать и т.д.» Кто согласен с этим рассуждением? (это неверное суждение, но для того, чтобы его компетентно оспорить, нужно хорошо понимать, что же на самом деле следует из достижений генетики поведения и нейропсихологии, и в чем состоят эти достижения). Я надеюсь, что этот курс поможет вам, помимо прочего, справляться и с такими ребусами. Мы должны научиться формировать грамотные суждения по широкому кругу актуальных вопросов.

Парадокс: С одной стороны — стремительное развитие биологии, ее растущая роль в жизни общества, в том числе экономической жизни. С другой – глубокая биологическая безграмотность людей, включая и те слои населения, которые принимают активное участие в политической и экономической жизни, и даже тех, кто должен принимать разного рода стратегические решения. Эту ситуацию необходимо переломить, хотя бы из соображений заботы о будущем человечества.

Я упомянул о растущей роли биологии, биологических наук в жизни общества. Мне этот тезис представляется настолько самоочевидным, что вроде бы и не нуждается в пояснениях. Но я все таки перечислю ряд областей, в которых биология играет ключевую роль.

Это, конечно, медицина, фармакология, борьба с постоянно появляющимися новыми патогенными вирусами и бактериями. То, что происходит на этом фронте – это хорошо известный биологам процесс, который называется «эволюционная гонка вооружений». Человечество ввязалось в нескончаемую гонку вооружений со своими паразитами. Если мы остановимся, нас сожрут – снова будет средняя продолжительность жизни 30 лет и детская смертность 70%. Медицина не имеет права не развиваться, иначе паразиты победят в гонке.

Это экология, включая проблемы климатических изменений, влияние человеческой деятельности на окружающую среду, проблема сохранения биоразнообразия – мы должны понимать, а надо ли нам вообще беспокоиться о сохранении каких-то редких видов, нужны ли они нам и если да, то зачем и в каком количестве?

Это различные биотехнологии, без которых нам не удастся решить проблемы, связанные с продолжающимся ростом населения земли. Население земли, как вы знаете, растет и будет расти еще какое-то время.

Широкое образование и общее развитие. Широкое образование и общее развитие.

Необходимо наращивать производство продуктов питания, которое как минимум не должно отставать от роста населения. Без биотехнологий, без тех же самых генетически модифицированных продуктов мы просто не сможем выколотить из этой планеты достаточное количество продовольствия. 2007 – 114,3 млн га под ГМО (9% всей с/х продукции), 2009 – 134 млн. га. (на планете всего культивируемой земли немногим более 1700 млн. га).

——————————————

Человек был, есть и останется существом в первую очередь биологическим. Даже самые высшие формы нашего мышления и поведения, включая и экономическое поведение, во многом зависят от генов, от биологически обусловленных свойств нашего мозга. Поэтому для полного и всестороннего понимания человеческого поведения, мышления, эмоций, поступков и их мотиваций необходима биологическая грамотность.

Широкое образование и общее развитие.

Многие из вас, по-видимому, будут слушать курс психологии. Это логично и правильно, а в рамках нашего биологического курса будет тема «происхождение и эволюция человека», где мы подойдем к тайнам человеческой психики с биологической стороны, познакомимся с такой интереснейшей наукой, как эволюционная психология.

Но, пожалуй, все-таки главная причина, по которой имеет смысл студентам экономического ВУЗа познакомиться с основами современной биологии, состоит в том, что это поможет вам приобщиться к тому стилю и способу мышления, который характерен для естественных наук. Cовременная биология – это не ворох разрозненных фактов, которые нужно просто заучивать. Фактов, конечно, очень много, но вы увидите, что в них есть своя логика, и есть хорошие работающие теории и математические модели. Мы увидим, что, как ни странно, многие биологические модели сходны с моделями, разработанными в рамках общественных наук. И знание биологических моделей и той логики, которая лежит в основе развития живой природы, как мне кажется, должно помочь вам более глубоко и объемно представить себе многие процессы, происходящие в человеческом обществе.

Знакомясь с биологическими теориями, мы будем даже пользоваться, как это делают все биологи, множеством экономических терминов, таких как конкуренция, кооперация, себестоимость, cost и benefit, цена и выгода… В экономике бывают спады, подъемы, кризисы, стагнации и т.д., в развитии биологических систем тоже все это бывает, и называется теми же словами. И эти терминологические пересечения далеко не случайны. Между экономическими законами и законами живой природы есть множество параллелей.

Не случаен, например, тот факт, что Дарвин, разрабатывая свою теорию естественного отбора, во многом опирался на идеи социологов и экономистов, таких как Томас Мальтус и Адам Смит.

Широкое образование и общее развитие.

Кто умеет читать по английски?

Широкое образование и общее развитие.

Даже такое явление как реклама тоже есть в живой природе, и очень гармонично вписывается в ее логическую структуру. Кто знает, что изображено на этом слайде?

(эти птички сооружают удивительные постройки из прутиков и веточек и украшают их разноцветными ягодами, камешками, жуками… Постройки не используются в качестве гнезд, не выполняют никаких утилитарных функций. Птицы возводят их исключительно в рекламных целях. Что они рекламируют, почему и зачем – об этом я сейчас не буду рассказывать, но в рамках курса мы с этим разберемся)

На этом позвольте закончить вступление и перейти к делу. Я не такой мастер рекламы, как эти птички, поэтому развивать дальше мысль о пользе биологической грамотности для экономистов я не буду. Программа у нас очень насыщенная, время ограничено, и я надеюсь, что все недосказанное сейчас мы постепенно поймем по мере знакомства с материалом.

Дополнительные материалы:

Рабство или процветание Конституция и образование


Похожие статьи: