Работа i. устройство, правила работы со световым микроскопом и техника изготовления временного микропрепарата

      Комментарии к записи Работа i. устройство, правила работы со световым микроскопом и техника изготовления временного микропрепарата отключены

Методическая разработка

Практического занятия № 1 для студентов

Тема занятия: «Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования.

Клеточный уровень организации биологических систем ».

Сургут, 2015 г.

Цель занятия: Знать строение светового микроскопа и правилами микроскопирования биологических объектов. Уметь анализировать структуру клеток животных и растительных организмов при световой и электронной микроскопии. Знать физико-химических свойствах клеток. Уметь выявлять сходство и различия между клетками про- и эукариот.

Задачи:

1. Изучить правила оформления лабораторной работы.

2. Изучить устройство микроскопа.

3. Овладеть правилами работы на оптических лабораторных приборах — микроскопах: МБИ-1, МБР-1, “Биолам”, “Прогресс.

4. Овладеть техникой приготовления временных препаратов.

5. Усвоить различия между эукариотическими животными и растительными, а также эукариотическими и прокориотическими клетками.

6. Усвоить химический состав клетки, строение и функции органелл клетки (ядра, цитоплазмы и оболочки).

Необходимый исходный уровень знаний:

1. Данная тема базируется на знаниях, полученных студентами в школьном курсе “Биологии”, или программы мед. училища.

2. Внутрипредметные связи – на данную тему опираются практические занятия в курсе биологии по цитологии и паразитологии, теория эволюции, молекулярная биология, генетика.

2.2. Межпредметные связи:

а) цитология, эмбриология и гистология;

б) анатомия и патологическая анатомия;

в) нормальная и патологическая физиология;

г) микробиология;

д) лабораторная диагностика.

е) биохимия

Вопросы для самоподготовки студентов

1.Чем представлена механическая часть микроскопа.

2. Из чего состоит осветительная часть микроскопа.

3. Чем представлена оптическая часть микроскопа.

4. Каковы основные свойства биологических систем?

5. Какие уровни организации биологических систем являются эволюционно обусловленными?

6. Каковы основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова? Современное состояние клеточной теории?

7. Каковы основные физико-химические свойства клетки?

8. Как устроены про- и эукариотические клетки?

9. Какие существуют гипотезы происхождения эукариотических клеток?

10.Что такое органеллы, какова их роль в клетке?

11.Что такое включения, какова их роль?

12.Какова молекулярная организация универсальной биологической мембраны?

13.В чем сходство и относительное различие между растительными и животными клетками?

14.Какие организмы среди эукариот имеют клеточный уровень организации жизни?

Самостоятельная работа студентов:

Оборудование:

1.Микроскопы (МБИ-1, МБР-1, “Биолам”, “Прогресс”) с полным набором объективов и окуляров.

2.Покровные и предметные стекла.

3.Дольки луковицы.

4.Препаровальные иглы.

5.Лезвия, пипетки, боксы с водой.

6.Постоянные препараты .

2.Таблицы:

а) растительная и животная клетки

б) бактериальная клетка.

в) строение органелл клетки.

3. Муляжи:

Строение эукариотической клетки.

Задание для студентов.

Работа I. Устройство, правила работы со световым микроскопом и техника изготовления временного микропрепарата.

Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

К механической части относятся: штатив, подвижный предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрический винты.

К оптической части относятся: окуляры и объективы.

Цифра на верхней поверхности окуляра указывает на кратность его увеличения (х7, х10, х15). В нижней части тубуса находится револьвер, в котором имеются три гнезда для объективов. Различают объективы малого увеличения (х8), большого увеличения (х40) и иммерсионный объектив (х90) для изучения наиболее мелких объектов. Общее увеличение микроскопа равно произведению от умножения увеличения окуляра на увеличение объектива.

Осветительная система микроскопа состоит из вращающегося зеркала, конденсора и ирисовой диафрагмы. Вогнутая поверхность зеркала сильнее концентрирует световые лучи и используется при слабом искусственном свете, плоская — при сильном точечном источнике света. Конденсор расположен под предметным столиком. При его опускании освещенность поля зрения уменьшается, при поднятии — увеличивается. Ирисовая диафрагма вмонтирована в нижнюю часть конденсора и позволяет при помощи расположенного в правой части конденсора передвигающегося рычажка уменьшить или увеличить освещенность объекта.

Дополнительные материалы:

Микробиология. Приготовление фиксированных препаратов (Е. Звонарёва)


Похожие статьи: