Психоанализ о структуре человеческой психики.

      Комментарии к записи Психоанализ о структуре человеческой психики. отключены

Ответ: Топографическая модель З. Фрейда, представляет единство трех уровней — СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО и БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. СОЗНАНИЕ включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или доступной памятью, включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В бессознательном отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия — неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженной энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении. С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится на сознание и бессознательное. Такое деление возникает в раннем детстве и завершается в период полового развития. Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов, была пересмотрена 3. Фрейдом в 20-ые годы двадцатого столетия, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой анатомия личности представляет процессы ОНО (ИД), Я (ЭГО) и СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО). По Фрейду, часть психического аппарата под названием ОНО (ИД) — это средоточие инстинктов, а также агрессивных и сексуальных влечений. Содержание ОНО бессознательно и находится в конфликте с Я и СВЕРХ-Я. Но импульсы ОНО не склонны оставаться неосознанными, они пытаются достичь сознания и тем самым быть удовлетворенными. Понятие Я (ЭГО) — не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. Я выступает в защитной роли и составляет часть цензуры (преграда между системой бессознательного — предсознания -сознания), основной функцией которой является запрет. 3. Фрейд называет Я слугой трех господ, поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, ОНО и СВЕРХ-Я, его Я стремится опосредовать отношения между миром и ОНО, подчинить ОНО его требованиям, и привести мир в соответствие с желаниями ОНО. Я способно к наблюдению и ОНО, и самого себя, и СВЕРХ-Я. В ответ на неприятный сигнал тревоги Я приводит в действие ряд защитных механизмов. Под этим понимается совокупность действий индивида на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть Я осуществляет приспособление к реальности. Ограничивая импульсы Я прислушивается к СВЕРХ-Я, решая либо подавить нечто, отправив его в ОНО, либо выпустить их в свет как приемлемое с точки зрения общества. Если бы не давление Я или представляемых им внешних сил с их требованиями, судьба всех влечений стремилась бы лишь к одному — к удовлетворению. Таким образом, задача Я — это самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно осуществлять адаптацию к воздействиям со стороны ОНО и к требованиям окружающей реальности. СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО) представляет собой моральное сознание и имеет содержание в основном доступное восприятию и осознанию. СВЕРХ-Я заполняется представлениями из морали, права, политики, религии и из других запретов общества. СВЕРХ-Я образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов и ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. В случае, когда Я принимает требования СВЕРХ-Я, то между Я и СВЕРХ-Я возникают гармоничные отношения . При этом описание СВЕРХ-Я становится неопределенным из-за содержательного совпадения с Я. 3. Фрейд разделил СВЕРХ — Я на две подсистемы — совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а эго-идеал — с поощрительным аспектом поведения. Эго-идеал у индивида формируется не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими что-либо, но и при достижении им цели, когда у него возникает чувство гордости и самоуважения. СВЕРХ — Я считается сформированным, когда родительский контроль полностью замещает самоконтроль, который помогает убедить ЭГО в преимуществе идеальных целей над реальными.

Дополнительные материалы:

Структура психики по Фрейду


Похожие статьи: