Оценка уровня физического развития

      Комментарии к записи Оценка уровня физического развития отключены

Цель: 1. Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития детей и подростков.

2. Оценить уровень физического развития студентов группы.

Оборудование: весы медицинские, ростомер, динамометр, сантиметровая лента.

Уровень физического развития – совокупность морфофункциональных признаков, характеризующих состояние организма.

Антропометрия –измерение человека
Соматометрия Соматоскопия Физиометрия
Измерение тела (антропометрических признаков) Описание тела Измерение жизненных процессов в организме

Антропометрическое исследование всегда предшествует медосмотру и проводитсямедицинской сестрой воспитательно-образовательного учреждения, с помощью воспитателя группы, учителя, общественного санитарного актива из числа старшеклассников.

В связи с тем,что оценка выраженности ростовых процессов в детском организме связана с возрастом ребёнка, при оценке физического развития необходима возрастная дифференцировка детей, т.е. отнесение их по фактическому возрасту в соответствующие возрастные группы. Возрастная дифференцировка проводится на основании периодичности медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды: у детей до 3 лет – поквартально (1 г. 3 мес.; 1 г. 6 мес.; 1 г. 9 мес.; 2 года и т.д.), от 3 до 7 лет – по полугодиям (3 г. 6 мес.; 4 года; 4 г. 6 мес. и т.д.), свыше 7 лет – по году (7 лет, 8 лет, 9 лет и т.д.).

От 1 года до 3 лет (поквартально):

за 1 год 3 мес. считать от 1 г. 1 мес. 15 дней до 1 г. 4 мес. 14 дней

за 1 год 6 мес. считать от 1 г. 4 мес. 15 дней до 1 г. 7 мес. 14 дней и т.д.

От 3 до 7 лет (по полугодиям):

за 3 г. 6 мес. считать от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней

за 4 года считать от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней и т.д.

Свыше 7 лет (по годовым интервалам):

за 7 лет считать от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней

за 8 лет считать от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т.д.

Определение возрастной группы значительно облегчается при пользовании графиками — номограммами, принцип которых предложен И. А. Соколовой.

Каждый из графиков представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной градуировкой тех и других. Возраст отмечают в месте пересечения горизонтальной линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной линии дату обследования.

Если точка пересечения этих проводимых линий лежит в белом (нештрихованном) поле графика, то возрастная группа равна разности между годом обследования и годом рождения. Если же точка пересечения оказывается на заштрихованных полях, то к разности между годом обследования и годом рождения, надо прибавить или отнять указанное на штриховке количество месяцев.

Например: возраст ребёнка, родившегося 17 ноября 1998 года и обследованного 25 июня 2000 года, равен 2000 – 1998 = 2 г. – 6 мес. = 1 г. 6 мес., а при обследовании 20 ноября 2000 года – 2000 – 1998 = 2 г.,поскольку точка пересечения лежит в незаштрихованном поле графика.

Соматоскопические критериифизического развития детей – это описание состояния кожи, костно-мышечной системы, осанки, формы грудной клетки, стоп. Некоторые из них необходимо знать и воспитателям детских учреждений, поскольку они отражают условия жизни и учёбы детей в виде возможных отклонений в развитии.

1. Состояние наружных покровов определяется путём осмотра кожи, слизистых и волос. Эластичность кожи устанавливается по скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти. Для этого большим и указательным пальцами берут складку кожи на тыльной стороне кисти обследуемого, приподнимают её и опускают;

2. Под осанкойпонимают непринуждённое привычное положение тела при стоянии или ходьбе. Осанка зависит от положения головы, плечевого пояса, формы грудной клетки, позвоночника, живота, таза, нижних конечностей, состояния мышечной и нервной системы. Осанка может быть правильной (или нормальной) и с функциональными нарушениями.

Критерии нормальной осанки:

Дополнительные материалы:

Нарушение роста у детей. Клиническое значение оценки физического развития в педиатрии


Похожие статьи: