Общая классификация состояний организмов

      Комментарии к записи Общая классификация состояний организмов отключены

Влияние факторов на состояние покоя семян и растений в целом или их вегетативных частей рассматривается вместе, без какого-либо разграничения природы этих состояний. Между тем это совсем разные состояния: покой семян — анабиоз, весенне-зимний покой растений в целом — гипобиоз. Один из видных специалистов по семеноведению сравнивал состояние покоящихся семян (анабиоза) с состоянием сна (гипобиоза) в животном мире; другой называет покой семян своеобразным рекордом летаргического сна (т.е. спячки).

В физиологии животных также часто смешиваются понятия спячки, зимнего сна, оцепенения, диапаузы и анабиоза. Так, например, при описании анабиоза различных животных — обитателей мхов (например, тихоходок, коловраток) — говорят о состоянии их летаргии (т.е. о глубокой спячке), о том, что при увлажнении они просыпаются, тогда как фактически их состояние не имеет отношения к летаргии, а их просыпание при увлажнении является просто возвращением к жизнедеятельности. Следует отметить, что в течение многих десятков лет трактовка результатов исследований по анабиозу часто оказывалась неточной именно вследствие недостаточного разграничения различных состояний организмов, отклоняющихся от активной жизнедеятельности. Это происходило из-за общности некоторых чисто внешних признаков (в том числе неподвижности) организмов и общности некоторых факторов (в особенности высыхания и охлаждения), вызывающих эти состояния.

Отсутствие четкого разграничения указанных состояний всегда приводило к недоразумениям, как при разрешении теоретических вопросов, так и при постановке экспериментальных исследований, когда переход к спячке или оцепенению принимался за анабиоз, поэтому часто исследователь, достигнувший только состояния искусственной спячки, считал это достижением анабиоза.

В предложенной классификации критерием состояний организмов принято наличие или отсутствие сочетания ассимиляции или диссимиляции, лежащего в основе жизнедеятельности; в соответствии с этим разграничиваются состояния жизнедеятельные (гипербиоз, биоз, гипобиоз) и нежизнедеятельные (мезабиоз, анабиоз).

В состоянии полной жизнедеятельности (биоз) жизнеспособные структуры полностью функционируют. При некоторых условиях это функционирование может стать временно даже ненормально высоким (гипербиоз).

В состояниях временного снижения жизнедеятельности (гипобиоз) функционирование жизнеспособных структур ослаблено (например, осенне-зимний покой растений в целом или отдельных клубней, корней и других частей, диапауза насекомых, зимняя и летняя спячка животных).

Характеристика жизненного процесса Нежизнедеятельныесостояния Жизнедеятельные состояния
Анабиоз мезабиоз Гипобиоз биоз гипербиоз
Обмен веществ Незначительные разрушительные процессы, не являющиеся настоящей диссимиляцией Диссимиляция (процессы распада веществ); возможны лишь местные процессы синтеза Сочетание ассимиляции (синтетических и разрушительных процессов обмена)
Функционирование жизнеспособных структур Отсутствует Одностороннее каталитическое действие ферментно-активных участков структур Ослабленное и ограниченное Полное Резко повышенное сверх нормы
Реактивность Отсутствует Пониженная Полная Повышенная

В промежуточных состояниях между жизнедеятельностью и анабиозом (мезабиоз), например, состояния семян при влажностях выше допускающих анабиоз, но ниже достаточных для возвращения к жизнедеятельности, т.е. к прорастанию, жизнеспособные структуры нормально не функционируют, но проявляется одностороннее каталитическое действие ферментно-активных участков этих структур, выражающееся в диссимиляционных процессах. В природе организмы быстро проходят мезабиоз, так что эти диссимиляционные процессы не наносят еще вреда структурам клеток, однако при длительном пребывании в мезабиозе диссимиляционные процессы приводят к разрушению структур. К ним присоединяется поражение микроорганизмами ( например, при порче влажных семян, зерна), поскольку не действует саморегулирующая система клеток, которая при жизнедеятельности реагировала бы на вторжение микроорганизмов.

В состояниях обратимого прекращения жизнедеятельности (полный анабиоз), жизнеспособные структуры не функционируют, но могут возобновить функционирование (жизнедеятельность) при благоприятных условиях. В природе полный анабиоз встречается при редком сочетании многих условий среды (в частности, низкая влажность организма, сухой воздух или отсутствие доступа его, низкая температура). Примерами полного ксероанабиоза в природе являются случаи сохранения в течение многих сотен лет спорообразующих микробов, семян растений — чаще всего в глубоких сухих слоях почвы, обедненных кислородом ( или лишенных его) и к тому же не подвергающихся резким колебанием температуры. Примерами полного криоанабиоза в природе являются описанные случаи сохранения в течение тысяч лет микроорганизмов в толще льда вечной мерзлоты.

Для практических целей полный анабиоз обыкновенно достигается путем глубокого высушивания при умеренных температурах или охлаждения до низких температур. Примерами искусственного ксероанабиоза — сохранение сухих микробных культур в течение многих лет, искусственного криоанабиоза — длительное сохранение спермы с/х животных.

Общая классификация состояний организмов
Общая классификация состояний организмов
Общая классификация состояний организмов

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ………………………..
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ…….
Тема 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕЖИЗНЬ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ………………..
Тема 4. БИОСФЕРА. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ…………..
Тема 5. НООСФЕРА………………………………………….
Тема 6. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ КЛЕТКИ…………….
Тема 7. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ………………………………..
Тема 8. РАЗМНОЖЕНИЕ…………………………………….
Тема 9. ФОРМЫ ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ………….
Тема 10. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И СОПРЯЖЕННЫЕ С НИМ ПРОЦЕССЫ………………………………………..…
Тема 11. ОНТОГЕНЕЗ, ЗАКОНОМЕРНОСТИОНТОГЕНЕЗА…………………………………………
Тема 12. ЭМБРИОГЕНЕЗ………………………………………
Тема 13. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………
Тема 14. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЭВОЛЮЦИИ…………….
Тема 15. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ДАРВИНА
Тема 16. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУКНА БАЗЕ ДАРВИНИЗМА………………………….
Тема 17. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ…………………….
Тема 18. АНТРОПОГЕНЕЗ…………………………………….
Тема 19. АНАБИОЗ…………………………………………….

Дополнительные материалы:

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого


Похожие статьи: