Обмен азотсодержащих соединений. 4 страница

      Комментарии к записи Обмен азотсодержащих соединений. 4 страница отключены

1. Что такое ацетоацетат и ?-гидроксибутират?

2. Какие гормоны регулируют их синтез?

3. Какие дополнительные биохимические исследования необходимо назначить для уточнения диагноза?

Задача № 6.21

Больной проходил курс лечения стероидными гормонами. У него обнаружена незначительная гипергликемия, полиурия, в моче повышено содержание мочевины и других азотсодержащих соединений. Кетоновые тела в норме. Можно ли диагностировать у него сахарный диабет?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как влияют стероидные гормоны на обмен веществ?

2. Что такое сахарный диабет?

Задача № 6.22

Одному пациенту врач поставил диагноз стероидный диабет, а другому – сахарный.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие сдвиги в обмене углеводов имеются в обоих случаях?

2. Какие характерны только для сахарного диабета?

3. Для какого диабета более типичен кетоз и почему?

Задача № 6.23

У пациента опухоль поджелудочной железы. При этом повышен синтез инсулина и наблюдаются такие симптомы, как дрожь, слабость и утомляемость, потливость, постоянное чувство голода. Почему развиваются выше названные симптомы?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как влияет избыток инсулина на обмен веществ?

2. Почему это может привести к нарушению мозговой деятельности?

Задача № 6.24

Почему при приступах бронхиальной астмы нельзя часто использовать препараты, стимулирующие ?-адренорецепторы? Что необходимо назначить, если прием этих средств не предупреждает развития астматического статуса?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие гормоны действуют через ?-адренорецепторы?

2. Какие эффекты реализуются через ?-адренорецепторы?

Задача № 6.25

Одним из перспективных путей разработки лекарственных препаратов для лечения атеросклероза признается синтез аналогов тиреоидных гормонов.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что мешает использовать для этих целей тироксин или трийодтиронин?

Задача № 6.26

Пациенту с болезнью Паркинсона назначили препарат ипраниазид (ингибитор МАО). Укажите возможные причины заболевания и механизм действия этого лекарственного препарата.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Вспомните, с чем связано развитие болезни Паркинсона?

2. Напишите схему синтеза медиатора, концентрация которого меняется при болезни Паркинсона.

3. Напишите реакции инактивации этого медиатора.

4. Какой естественный метаболит может быть эффективным при лечении паркинсонизма?

Задача № 6.27

У больного резко повышено кровяное давление, содержание сахара и НЭЖК выше нормы, глюкозурия. Количество норадреналина и адреналина в плазме крови повышено в 500 раз. С чем это может быть связано?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как влияют катехоламины на обмен веществ?

2. Каков механизм действия катехоламинов на гладкую мускулатуру?

Задача № 6.28

При гипофизарной карликовости наблюдается склонность к гипогликемическому состоянию, а при гигантизме и акромегалии толерантность к сахарной нагрузке, как правило, снижена. Объясните, почему это происходит?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что приводит к развитию данных патологий?

2. Перечислите причины развития гипогликемии.

3. Что такое сахарная нагрузка? Как и в каких случаях она проводится?

Задача № 6.29

У двух больных с клиническими проявлениями тиреотоксикоза с помощью радиоиммунного анализа выявлены следующие сдвиги в концентрации гормонов:

Т3 и Т4 Тиреотропный гормон Тиреолиберин
Больной А Выше нормы Выше нормы Ниже нормы
Больной Б Выше нормы Ниже нормы Ниже нормы

Какое можно сделать заключение о локализации патологического процесса?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое тиреотоксикоз?

2. Каковы причины развития этого заболевания?

3. Где синтезируются перечисленные гормоны?

Задача № 6.30

Пациенту был назначен длительный курс глюкокортикостероидной терапии. Объясните с точки зрения биохимии целесообразность такого лечения.

Для обоснования ответа вспомните:

1. К чему может привести резкая отмена препарата?

2. Какие бы вы дали рекомендации по правильной терапии глюкокортикостероидами?

Задача № 6.31

У больного наблюдается резкое снижение веса тела, повышенная раздражительность, небольшое повышение температуры по вечерам, экзольфтальм.

Для обоснования ответа вспомните:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Объясните причины развития перечисленных выше симптомов.

Задача № 6.32

Известно, что гормоны могут осуществлять свое действие как через внутриклеточные рецепторы, так и через рецепторы, расположенные на поверхности клеточной мембраны.

Для обоснования ответа вспомните:

1. В каком случае гормональный эффект наступает быстрее?

2. С чем это связано ?

Задача № 6.33

В эксперименте крысам провели гипофизэктомию. Как изменится содержание глюкозы в крови?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите источники глюкозы крови.

2. Назовите причины гипо- и гипергликемии.

3. Какие гормоны регулируют глюкозу крови и где они вырабатываются?

Задача № 6.34

Человек неадекватен в своем поведении, бывает агрессивным, конфликтует в быту и на работе. Избыток какого гормона может способствовать формированию такого поведенческого статуса?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие отделы симпатико – адреналовой системы вы знаете?

2. Какие гормоны в них образуются и какую функцию они выполняют?

Задача № 6.35

Больной сахарным диабетом внезапно потерял сознание (диабетическая кома). Может ли врач установить характер этой комы без лабораторного подтверждения? Какие биохимические анализы необходимо провести в лаборатории для подтверждения данного вида комы?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое сахарный диабет?

2. Биохимическая диагностика сахарного диабета и его осложнений?

3. Какие виды ком вы знаете и каковы их признаки?

Задача № 6.36

К гинекологу обратилась женщина, у которой появилась лактация, хотя беременность отсутствовала. Ей назначили анализы на содержание гормонов в крови. Какие гормоны могли вызвать лактацию?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие иерархические уровни системы регуляции обмена веществ и функций организма вы знаете?

2. Чем представлен второй уровень?

3. Какой орган занимает важнейшее место в иерархической системе, объединяя высшие отделы ЦНС и эндокринные железы?

4. Какие гормоны в нем вырабатываются?

Задача № 6.37

У больного обнаружены гипергликемия, глюкозурия, ацетонурия, снижены щелочные резервы крови. Имеет ли смысл введение гормона (какого) и не окажет ли отрицательное воздействие введение глюкозы одновременно с этим гормоном?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что такое гипергликемия и глюкозурия?

2. Какими гормонами регулируется сахар крови?

3. Какие гормоны обладают гипогликемическим действием?

Задача № 6.38

При обследовании ребенка 5 лет отмечено значительное отставание умственного развития и роста. Ребенок мало активен. В крови повышено содержание холестерина. Основной обмен снижен.

Для обоснования ответа вспомните:

1. С нарушением каких гормонов можно связать выше названные изменения?

2. Как влияют данные гормоны на обмен веществ?

Задача № 6.39

Ребенок 5лет часто болеет ОРЗ. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечается слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние резко ухудшилось, появился фруктовый запах изо рта, сонливость. Что привело к развитию данного состояния?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что привело к развитию данного состояния?

2. Каковы механизмы развития данного состояния?

3. Нуждается ли больной, в дальнейшем, в гормонотерапии?

Задача № 6.40

Мальчик 5 лет поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания. Кожные покровы сухие, тургор ткани и тонус глазного яблока снижен. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Мочеиспускание обильное. Что привело к развитию данного состояния?

Для обоснования ответа вспомните:

1. В каких случаях в выдыхаемом воздухе ощущается запах ацетона?

2. Какие изменения биохимических показателей крови сопровождают данное состояние?

Задача № 6.41

У ребенка, получающего полноценное питание и витамины, наблюдается недоразвитие всего тела и скелета. При этом признаки деформации скелета отсутствуют. Существенных отклонений в психическом развитии от своих сверстников не наблюдается. Какие биохимические исследования необходимо провести, что бы выяснить причины этого состояния?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите гормоны, которые вызывают данные изменения в развитии ребенка.

2. Где они вырабатываются?

3. Как регулируется их секреция?

4. Данное состояние связано с гипо- или гиперсекрецией данных гормонов?

Задача № 6.42

Больному проводится лечение преднизолоном, относящимся к глюкокортикоидам. Как изменятся обменные процессы у этого пациента?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какое влияние оказывают глюкокортикоиды на углеводный обмен?

2. Как влияют глюкокортикоиды на обмен белков?

Задача № 6.43

У больного резко повышено кровяное давление, основной обмен, содержание сахара, уровень свободных жирных кислот в крови. Количество адреналина и норадреналина в плазме крови повышено в 500 раз. О патологии какого органа можно думать?

Задача № 6.44

Фармацевтическая промышленность выпускает анаболические стероиды — синтетические производные андрогенов, почти лишенных андрогенных свойств, но стимулирующих окислительное фосфорилирование, биосинтез белка. Целесообразно ли применение спортсменам для стимуляции развития мускулатуры? Выскажите свое мнение.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Дайте определение процессу окислительного фосфорилирования.

2. Назовите клетки – мишени для андрогенов.

Задача № 6.45

Пациенту с явлениями гипофизарного нанизма (карликовость) проводится лечение соматотропином. Через некоторое время у него появились признаки сахарного диабета. Имеется ли связь с проведенным лечением?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Каков механизм влияния соматотропина на углеводный обмен?

2. Какие биохимические показатели свидетельствуют о развитии сахарного диабета?

Задача № 6.46

Если кальмодулин добавить к фосфодиэстеразе, то это не отразится на скорости превращения цАМФ в АМФ. Однако, если к этой системе добавить ионы Са2+, то активность фосфодиэстеразы повысится. Почему?

Задача № 6.47

В приёмный покой доставлен человек с улицы с подозрением на голодный обморок или диабетическую кому.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какие лабораторные исследования надо провести для диагностики?

2. Выберите симптомы, характерные для голодания и сахарного диабета:

А. Характерно для голодания 1. Гиперглюкоземия
Б. Характерно для сахарного диабета 2. Кетонемия
С. Характерно для обоих случаев 3. Гипоглюкоземия
Д. Не характерно ни для одного из состояний 4. Глюкозурия
5. Полиурия
6. Алкалоз
7. Ацидоз

Задача № 6.48

Больной обследуется на скрытую форму сахарного диабета. У него провели тест на толерантность к глюкозе и определили в крови гликозилированный гемоглобин.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Что даёт определение гликозилированного гемоглобина?

2. Изобразите сахарную кривую, характерную для данного случая.

3. Объясните, какие изменения в характере сахарной кривой дали возможность поставить диагноз.

4. Почему у здоровых людей таких изменений нет?

Задача № 6.49

Животному проведена операция по удалению гипофиза. После этого у животного появились признаки атрофии надпочечников (гипотензия, мышечная слабость, гипонатриемия, потеря массы тела). Какая часть надпочечников подверглась атрофии и чем объяснить патологическую симптоматику?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какую функцию выполняет гипофиз в регуляции обменных процессов?

2. Назовите причины развития гипонатриемии.

3. Нарушение какого процесса приводит к потере массы тела?

Задача № 6.50

У больного обнаружена опухоль надпочечников, продуцирующая повышенное количество кортизола. Какие изменения биохимических показателей крови характерны для этой патологии?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Как изменится обмен у данного больного?

2. Влияет ли гиперпродукция кортизола на образование АКТГ?

Задача № 6.51

Больному в стационаре проводилось лечение преднизолоном по поводу инфекционного полиартрита. Больной почувствовал улучшение и самовольно прекратил приём преднизолона. Вскоре он почувствовал ухудшение и при обследовании определили снижение концентрации глюкозы в крови, снижение артериального давления, в моче снизилось содержание 17-кетостероидов. Почему в результате отмены преднизолона состояние больного ухудшилось?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите гормон, продукция которого была подавлена у больного до отмены преднизолона.

2. Объясните, наступит ли улучшение состояния пациента при назначении кортикотропина.

3. Покажите схематично влияние кортикотропина на эффекторные клетки.

Задача № 6.52

В отделение поступил больной с жалобами на обильную многократную рвоту и диарею в течение дня. Объясните, какие механизмы предотвращают обезвоживание организма?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите гормоны, регулирующие водно-солевой обмен в организме в норме.

2. Опишите механизм действия и эффект стероидного гормона, участвующего в этом процессе.

Задача № 6.53

У пациента с заболеванием печени отмечено снижение продуктов метаболизма стероидов в крови и моче. Свидетельствует ли это о нарушении функции надпочечников? Почему?

Задача № 6.54

Больной жалуется на неутолимую жажду, употребление большого количества жидкости, значительное количество мочи (6-8 литров в сутки). При обследовании найдено глюкозы в крови 5,2 ммоль/л, кетоновых тел нет. Моча бесцветная, плотность 1,002, сахара нет. Назовите возможные причины полиурии (большого количества мочи).

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите гормон, регулирующий обмен воды.

2. Как изменяется обмен воды при недостаточности этого гормона?

Задача № 6.55

У больного базедовой болезнью в крови содержится общего белка 60 г/л, остаточного азота 45 ммоль/л, с мочой за сутки выделяется 24 г азота. Дайте заключение о состоянии белкового обмена, объясните механизм обнаруженных сдвигов.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите причину развития базедовой болезни.

2. Какое влияние на обмен белков оказывают гормоны щитовидной железы?

Задача № 6.56

Пациент направлен в биохимическую лабораторию для исследования динамики содержания сахара в крови после нагрузки глюкозой («сахарная кривая»). Утром натощак у него определили содержание сахара в крови, после этого предложили выпить раствор глюкозы из расчета 1,5 г ее на кг массы тела в 250 мл воды. Затем каждые 30 мин определяли содержание глюкозы в крови в течение 3 часов. По полученным данным построили «сахарную кривую»:

а) исходный уровень сахара в крови был у верхней границы нормы;

б) через 30—60 мин после приема глюкозы содержание сахара в крови увеличилось на 80%;

в) через 2 часа уровень сахара крови снизился ниже исходного уровня;

г) через 3 часа уровень сахара крови возвратился к исходному;

д) при одновременном исследовании мочи глюкозурия не обнаружена.

Дайте заключение по анализу.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Объясните, что происходило в организме больного на этапах «б», «в», «г».

2. Объясните («д») причину отсутствия глюкозурии.

Задача № 6.57

Человек на улице потерял сознание. В приемном покое больницы отметили слабые судороги, запаха ацетона нет, сахар крови 1,66 ммоль/л, кетоновых тел и сахара в моче нет. Какая может быть причина потери сознания? Какую первую помощь нужно оказать?

Задача № 6.58

Фармацевтическая промышленность выпускает анаболические стероиды — синтетические производные андрогенов, почти лишенные андрогенных свойств, но стимулирующие процессы тканевого дыхания, окислительного фосфорилирования, синтез белка. Некоторые спортсмены используют их для стимуляции развития мускулатуры. Целесообразно ли их применение?

Задача № 6.59

Человек выпил большое количество воды. Как изменится объем внутри– и внеклеточной жидкости, концентрация ионов натрия и белков в плазме крови? Как изменится секреция антидиуретического гормона и альдостерона, экскреция с мочой воды и ионов натрия?

Задача № 6.60

Больным с резко выраженной интоксикацией внутривенно вводят большие количества изотонического раствора хлористого натрия. Как при этом изменится объем внутри- и внеклеточной жидкости, концентрация ионов натрия в плазме крови?

Задача № 6.61

При обследовании больных с явлениями гиперкортицизма используют функциональную пробу с «нагрузкой» дексаметазоном (дексаметазон — структурный аналог кортизола). Как изменится концентрация17-кетостероидов в моче пациентов после введения дексаметазона, если причиной гиперкортицизма является:

1. гиперпродукция кортикотропина;

2. гормонально активная опухоль надпочечников.

Задача № 6.62

Родители пятилетней девочки обратились в медицинский центр для консультации. При обследовании у ребенка отмечены проявления вторичных мужских половых признаков: гипертрофия мышц, избыточное оволосенение, снижение тембра голоса. В крови повышен уровень АКТГ. Врач диагностировал адреногенитальный синдром (врожденная дисфункция коры надпочечников). Обоснуйте диагноз врача.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Представьте схему синтеза стероидных гормонов; назовите основные физиологически активные кортикостероиды и укажите их функции;

2. Назовите ферменты, недостаточность которых является причиной
описанных выше симптомов;

3. Укажите образование каких продуктов синтеза кортикостероидов увеличивается при этой патологии;

4. Объясните, почему у ребенка в крови повышена концентрация АКТГ.

Задача № 6.63

Одна из форм болезни Аддисона является следствием атрофии клеток коры надпочечников при длительном лечении кортикостероидными препаратами. Основные проявления болезни: мышечная слабость, гипоглюкоземия, дистрофические изменения в мышцах, снижение артериального давления; в ряде случаев у таких больных отмечается усиление пигментации кожи и слизистых. Как объяснить перечисленные симптомы заболевания?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Представьте схему синтеза стероидных гормонов; назовите основные физиологически активные кортикостероиды и укажите их функции;

2. Укажите, дефицит каких кортикостероидов является причиной гипоглюкоземии и мышечной дистрофии при этом заболевании;

3. Назовите причину повышенной пигментации кожи при болезни Аддисона.

Задача № 6.64

Пациенту N с гипотиреозом врач назначил лечение, включающее прием тироксина. Спустя 3 месяца после начала лечения уровень ТТГ в крови снизился незначительно. Почему этому больному врач рекомендовал увеличить дозу тироксина?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Представьте в виде схемы механизм регуляции синтеза и секреции
тиреоидных гормонов;

2. Используя схему, обоснуйте рекомендацию врача.

Задача № 6.65

Девушка 18-лет живущая в горном селении, обратилась к эндокринологу с жалобами на общую слабость, снижение температуры тела, ухудшение настроения. Пациентка была направлена на анализ крови на ТТГ и йодтиронины. Результаты анализа показали повышение коцентрации ТТГ и снижение концентрации Т4.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Какое заболевание можно предположить у пациентки;

2. Что может быть причиной такой патологии;

3. Есть ли связь между местом проживания и возникновением данного
заболевания;

4. Какую диету следует соблюдать в целях профилактики этой патологии;

5. Схему регуляции синтеза йодтиронинов и результаты анализа крови у обследуемой.

Задача № 6.66

Для лечения диффузного токсического зоба применяют тиреостатические препараты группы тионамидов (тиамазол). Механизм действия тионамидов заключается в том, что, попадая в щитовидную железу, они подавляют активность тиреопероксидазы. Объясните результат лечебного действиятионамидов.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите основные причины и клинические проявления тиреотоксикоза;

2. Приведите схему синтеза йодтиронинов и укажите этапы, на которые действуют лекарства;

3. Укажите, как изменится концентрация йодтиронинов и ТТГ в результате лечения;

4. Опишите изменения метаболизма при лечении тионамидами.

Задача № 6.67

Некоторые формы гипертонии возникают вследствие различных почечных нарушений, например при сдавлении опухолью почечной артерии. Основным методом лечения в подобных случаях является удаление пораенного органа (почки). Однако улучшение состояния больных отмечается при назначении больным препаратов, являющихся ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента (АПФ).

Для обоснования ответа вспомните:

1. Нарисуйте схему, отражающую изменение водно-солевого обмена при сдавлении почечной артерии.

2. В результате каких изменений наступает улучшение состояния больных?

Задача № 6.68

К врачу обратился пациент с жалобами на частое мочеиспускание и постоянное чувство жажды. При обследовании отмечено увеличение суточного объема мочи при резком снижении ее плотности. Проведенный анализ показал, что уровень инсулина в пределах нормы, но выявлено повышение содержание гормона, ответственного за реабсорбцию воды. Предположите причину полиурии у данного больного?

Для обоснования ответа вспомните:

1. Назовите этот гормон;

2. Перечислите стимулы, вызывающие его секрецию;

3. Назовите типы рецепторов для этого гормона и места их локализации;

4. Приведите схему передачи сигнала данного гормона в почках;

5. Опишите эффекты гормона в тканях-мишенях;

6. Приведите схему регуляции секреции этого гормона.

Задача № 6.69

Мужчина 48 лет обратился к врачу с жалобами на слабость, мышечные боли, запоры и недавно появившиеся приступы болей в спине и при мочеиспускании. При обследовании больному поставлен диагноз: первичный гиперпаратиреоидизм как следствие развития гиперсекреторной доброкачественной опухоли левой доли паращитовидной железы. Объясните, почему при гиперпаратироидизме может развиться почечнокаменная болезнь?

Задача № 6.70

К педиатру обратилась женщина с жалобами на то, что ее двухлетний сын стал капризным, раздражительным, плохо ест. Появилась потливость, стул неустойчивый. При осмотре установлена податливость костей черепа, деформация грудной клетки. В биохимическом анализе крови уровень общего кальция — 1,57 ммоль/л (норма 2,3—2,8 ммоль/л). Предположите, каким заболеванием страдает этот ребенок.

Для обоснования ответа вспомните:

1. Сравните количество общего кальция в крови у ребенка с нормой, дайте название этому состоянию;

2. Укажите возможные причины, которые могут привести к развитию данного заболевания;

3. Приведите схему синтеза гормональной регуляции обмена кальция;

4. Укажите механизм действия гормонов, причины и последствия их недостаточности в организме;

5. Дайте рекомендации для дальнейшего обследования и лечения данного заболевания ребенка.

Задача № 6.71

Изучите схему:

Причины и последствия гипопаратиреоидизма (рис.). Составьте аналогичные схемы для:

а) гиперпаратиреоидизма;

Обмен азотсодержащих соединений. 4 страница

б) рахита

Рис. Причины и последствия гипопаратиреоидизма

Раздел VII.

Дополнительные материалы:

О самом главном: 10 правил против старения, обмен веществ, боль в груди


Похожие статьи: