Область применения программы

      Комментарии к записи Область применения программы отключены

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

Профессии НПО:

Москва

2012 год

ОДОБРЕНАПредметной (цикловой)комиссией______ __________наименование комиссииПротокол № 1от«__» ____ 2012 г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования код, наименование профессии/специальности
Председатель предметной (цикловой) комиссии__________/_Гаврилова А.В. Заместитель директора по ООД___________/__Милькина Г.Г.

Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.

Составитель (автор):

преподаватель по основам микробиологии, к.т.н. ГОУ КМ № 53 А.Ю.Боева

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

Рецензент:______________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:

  • 260807 «Технология продукции общественного питания»
  • Повара-кондитеры

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины «Основы микробиологии» предназначена для изучения микробиологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы микробиологии изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО технического профиля микробиология изучается как профильный учебный предмет на 1 году обучения в объеме 64 часов.

При освоении программы у обучающихся формируется компетентность – знания, умения и навыки по основам микробиологии, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям технического профиля Колледжа. Дисциплина Основы микробиологии направлена на формирование общих компетенций обучающихся ОК1 и ОК3: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес и решать проблемы , оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Включение в программу проектной деятельности, творческих заданий, диспутов, круглых столов, работы в команде, малыми группами направлено на формирование таких общих компетенций, как организация собственной деятельности, исходя из целей и способов ее достижений (ОК2), анализ рабочей ситуации, ответственность за результаты своей работы (ОК3), работа в команде, эффективное общение с коллегами (ОК6).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

КурсОсновы микробиологии имеет важное значение в подготовке специалистов технологов, являясь в комплексе с органической, коллоидной и биологической химией базой для изучения специальных дисциплин.

Задачей курса является ознакомление обучающихся с внешним видом, строением и функциями микроорганизмов, с их распространением в природе и их ролью в процессах превращения органических и минеральных веществ. Обучающиеся должны основательно ознакомиться с факторами, определяющими жизнедеятельность микроорганизмов, с их значением в технологическом процессе хранения и переработки пищевого сырья и задачами микробиологического контроля на предприятиях пищевой промышленности.

Технологу необходимо учитывать значение качественного и количественного состава микрофлоры сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов; необходимо усвоить, что улучшение качества и повышение выхода продукции в ряде производств находится в прямой зависимости от умения регулировать микробиологические процессы путём изменения условий внешней среды.

Технолог должен обратить особое внимание на изучение различных видов микроорганизмов, используемых в пищевой промышленности, а также тех процессов, которые вызываются этими микроорганизмами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

• использовать лабораторное оборудование;

• определять основные группы микроорганизмов;

• проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным данным;

• осуществлять микробиологический контроль пищевого производства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

• основные понятия и термины микробиологии;

• классификацию микроорганизмов;

• морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;

• генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов;

• роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;

• характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;

• особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;

• основные пищевые инфекции и пищевые отравления.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии» обучающийся должен:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективной организации рабочего пространства и ведения деятельности в соответствии с санитарно-эпидимиологическими правилами ;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины НПО:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов НПО
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе:
проектная деятельность 1
практические занятия 11
тесты 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе:
домашняя работа 30
Итоговая аттестация в форме итогового зачёта 2 семестре

2.2. Тематический план учебной дисциплины ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ (НПО)

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала,лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, проект Объем часов Уровень освоения
Введение Инструктаж по технике безопасности. Роль и место предмета в профессии (специальности) 1
Тема 1. Основные понятия и термины микробиологии и её основы Содержание учебного материала 2
1.1. Основные понятия и термины. История развития микробиологии. Морфология бактерий: виды, типы, формы 1
1.2.Систематика бактерий. Вирусы и фаги. Морфология и систематика грибов. Вегетативное бесполое и половое размножение грибов .Дрожжи. 2
Практические занятия
Клеточное строение организмов — прокариоты и эукариоты. 1,75
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение домашнего задания 2
Тест по теме: Основные понятия и термины микробиологии и её основы 0,25
Тема 2. Физиология микроорганизмов Содержание учебного материала 2
2.1. Конструктивный и энергетический обмен у микроорганизмов: питание микроорганизмов 1
2.2. Основные биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами их значение в природе и практике; спиртовое брожение, молочнокислое брожение, маслянокислое брожение, разложение пектиновых веществ микроорганизмами, разложение целлюлозы, разложение жиров. 1
2.3. Превращение микроорганизмами соединений азота: аэробные процессы. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы: влажность, обезвоживание продуктов, температура среды, концентрация растворённых веществ, лучистая энергия, реакция среды, химические вещества, биологические факторы. 2
2.4. Патогенные микроорганизмы; заболевания передающиеся через пищевые продукты, пищевые токсико инфекции, условно-патогенные грибы, пищевые отравления грибкового происхождения, профилактика пищевых отравлений. 2
2.5.Микрофлора почвы ,воды, воздуха. Круговорот веществ в природе. 2
Практические занятия
Типы питания микроорганизмов 1,5
Круговорот веществ в природе 1,25
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания 6
Тест по теме: Физиология микроорганизмов 0,25
3. Микробиология пищевых производств Содержание учебного материала 2
3.1. Хлебопекарное производство: микрофлора теста из пшеничной муки, микрофлора теста из ржаной муки, порча хлеба микробного происхождения, профилактика и меры борьбы. Кондитерское производство Макаронное производство. Микробиология сахарного производства. 2
3.2. Микробиология пивоваренного производства Характеристика дрожжевых культур. Микроорганизмы — вредители пивоваренного производства. Микробиология виноделия. Предупреждение заболевания вин и борьба с инфекцией. 2
Практические занятия
Лабораторная работа №1: Устройство микроскопа и правила работы с ним. 2,25
Лабораторная работа №2: Определение состояния культуры дрожжей микроскопированием 2,5
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания 6
Тест по теме: Микробиология пищевых производств 0,25
4.Микробиология сырья и вырабатываемых из него продуктов консервной, масложировой промышленности Содержание учебного материала
4.1. Микрофлора свежих плодов и овощей: Болезни картофеля. Меры борьбы. Гнили овощей. Меры предупреждения и борьбы Микрофлора квашенных овощей. 1 2
4.2. Микробиология молока и молочных продуктов Пастеризация и стерилизация. Сухое молоко Мороженое Сливочное масло Пороки масла при хранении. Сыр Микрофлора яиц и яичных продуктов 2
4.3.Микрофлора мяса Виды порчи. микрофлора свежей рыбы и рыбных продуктов Соленая рыба Рыбные консервы Кулинарные изделия и фарш Икра. Микрофлора копченой рыбы Микробиология консервирования 2
Проектная деятельность
Ведение технологического контроля на предприятии 1
Практические занятия
Лабораторная работа №3: Определение количества дрожжей и молочнокислых бактерий в полуфабрикатах 2,75
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания 15
Тест по теме: Микробиология сырья и вырабатываемых из него продуктов консервной, масложировой промышленности 0,25
Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

Введение

Предмет «Основы микробиологии». Понятие о микроорганизмах. Распространение микроорганизмов в природе. Особенности микроорганизмов. Микроскопические размеры и особенности строения, многообразие форм метаболизма, интенсивность обмена, большая скорость размножения. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Использование микроорганизмов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Микроорганизмы — возбудители порчи пищевых продуктов и различных органических материалов. Микроорганизмы — возбудители болезней человека, животных и растений.

Значение микроорганизмов в деле рационального хранения и переработки пищевого сырья и продуктов питания.

Тема 1. Основные понятия и термины микробиологии и её основы

1.1.Основные понятия и термины. История развития микробиологии. Морфология бактерий: виды, типы, формы.

Бактерии. Формы и размеры клеток бактерий. Строение прокариотной клетки. Строение эукариотной клетки. Подвижность бактерий и органы движения. Спорообразование у бактерий, рост и размножение.

Современная техника исследования морфологии микроорганизмов. Понятие о различных методах микроскопии (оптической, фазово контрастной, флюоресцентной, электронной). Краткая история микробиологии. Морфологический и физиологический периоды её развития (открытия А. Левенгука и Л. Пастера. Открытия выдающихся русских учёных — микробиологов И.И. Мечникова, С.Н. Виноградского, Н.Ф. Гамалея и других). Задачи современной технической микробиологии.

Практикум.

Изучение клеточного строения организмов — прокариоты и эукариоты.

Дополнительные материалы:

022. Малый ШАД — Разные языки программирования и их области применения — Михаил Густокашин


Похожие статьи:

  • Область применения программы

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…

  • Область применения рабочей программы

    Биология Дзержинск — 2015 Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения…

  • Область применения программы

    ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 биология 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 230115 Программирование в компьютерных…