Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

      Комментарии к записи Методические указания к самостоятельной работе на занятии. отключены

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить и зарисовать препараты:

Препарат № 115 Спинной мозг собаки. Мультиполярные нейроны. Нейроглия.

Окраска: Импрегнация азотнокислым серебром

При малом увеличении в центральных участках поперечного среза спинного мозга в сером веществе, имеющем вид бабочки, определить: задние рога более узкие и длинные; передние рога – более широкие и короткие. В сером веществе определить мультиполярные нейроны, расположенные одиночно или группами (ядрами). В спайке серого вещества рассмотреть центральный спинномозговой канал, выстланный эпендимной глией. По периферии серого вещества изучить белое вещество. Определить круглой формы поперечные срезы нервных волокон белого вещества спинного мозга. При данной окраске осевые цилиндры темные, располагаются в центре, миелиновая оболочка нервных волокон более светлая. В белом веществе просматриваются глиальные перегородки, образованные отростками волокнистых астроцитов.

При большом увеличении в препарате изучить мультиполярные нейроны с их многочисленные отростки, эпендимную глию, выстилающую спинномозговой канал, тела клеток астроцитов, глиальные макрофаги (микроглию) – мелкие клетки с многочисленными отростками, продольные срезы нервных волокон.

Определить, зарисовать при большом увеличении срез спинного мозга.

Обозначить: А) Серое вещество:1.задние рога, 2 передние рога. 2а). мультиполярные нейроны, 3. центральный канал, 3а). эпендимоциты; Б) Белое вещество: 6. поперечные срезы нервных волокон; 7. тела астроцитов в сером и белом веществе. 7а) отростками волокнистых астроцитов — глиальные перегородки.

Препарат № 114. Спинномозговой узел (спинальный ганглий) собаки. Псевдоуниполярные нейроны. Безмякотные нервные волокна.

Окраска: гематоксилин – эозин.

При малом увеличении определить задний корешок и его расширенную часть – спинальный ганглий. Определите рядом параллельно расположенный передний корешок. Его диаметр одинаков на всем протяжении. Изучите соединительно-тканную капсулу спинального ганглия. Определите прослойки соединительной ткани с кровеносными сосудами, врастающие от капсулы внутрь ганглия. Под капсулой определите скопления — группы крупных, круглых клеток – псевдоуниполярных чувствительных нейронов. Обратить внимание, что нервные волокна окрашены эозином, формируют пучки, расположенные в центральной части спинального ганглия. Рассмотрите строение переднего корешка. Он сформирован только нервными волокнами, которые расположены вдоль в виде нитей розового цвета.

При большом увеличении изучить строение нейронов, нейроплазму, имеющую мелкую эозинофильную зернистость. Определите светлое крупное ядро. По периферии от оболочки нейронов располагаются в один слой мелкие круглые глиоциты — сателлиты (мантийные) клетки. Цитоплазма глиоцитов практически не заметна, но хорошо видны округлые плотные ядра. В заднем и переднем корешках нервные волокна (осевые цилиндры и цитоплазма шванновских клеток) окрашены эозином в розовый цвет, палочковидные ядра шванновских клеток базофильны. Попытайтесь определить в спинальном ганглии вблизи тел нейронов Т-образное расхождение аксона и дендрита.

Определить, зарисовать при большом увеличении задний корешок и его расширение — спинальный ганглий и передний корешок. Их слияние – смешанный нерв.

Обозначить:А. Спинальный ганглий 1. соединительно-тканная капсула; 2.трабекулы (с/ тк. перегородки); 3. псевдоуниполярный нейрон; 3а) ядро, 3б) нейроплазма, 3в) оболочка; 4.сателлиты (мантийные клетки).

5.нервные волокна; 5а.) цитоплазма осевого цилиндра и шванновских клеток (леммоцитов); 5б) ядра шванновских клеток; 5в) Т-образное ветвление; Б. Передний корешок. 6. Нервные волокна.

В. Смешанный нерв.

Дополнительные материалы:

Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)


Похожие статьи: