Место дисциплины в структуре опоп спо

      Комментарии к записи Место дисциплины в структуре опоп спо отключены

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.09. Биология

Специальность Программирование в компьютерных системах (230115)
Квалификация (степень) выпускника техник-программист (51)
Форма обучения очная
Выпускающая кафедра факультет среднего профессионального образования (СПО)
Разработчик рабочей программы факультет СПО
Семестр Макси-мальная учебная нагрузка, час. Лек-ций/ уро-ков,час. Практич. занятий,час. Лаборат. работ,час. СРС,час. Форма промежуточного контроля(экз/зачет/дифзачет)
дифзачет
Итого дифзачет

Санкт-Петербург

Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП СПО

3. Структура и содержание дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Аннотация рабочей программы

Приложение 2. Технологии и формы преподавания

Приложение 3. Технологии и формы обучения

Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения

Программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»и направлена наосвоение содержания среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа разработана на основе примерной программы по учебной дисциплине «…» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Министерством образования и науки РФ в 2008 году и в соответствии сРазъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, Одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» («03» февраля 2011г.).

Программу составили:

Савинова София Суреновна, преподаватель факультета СПО

Эксперт(ы):

Программа одобрена на заседании УМК факультета СПО

Председатель УМК факультета СПО ___________________(Говорова Марина Михайловна)

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа дисциплины «Биология» направлена на достижение следующих целей:

— освоение знанийо биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

— овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

— воспитание убежденностив возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

— использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

1. Знания:

— основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

— строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

— сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

— вклад выдающихся (в том числе российских) ученых в развитие биологической науки;

— биологическую терминологию и символику.

2. Умения:

— объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

— решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

— выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

— сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

— анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

— изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

— находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

— для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

— оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

— оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПО

Дисциплина Биология относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знания и умения обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.

Содержание дисциплины служит основой для освоения общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин – химии, экологии.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Максимальная учебная нагрузка студента составляет 102 часа, в том числе:

— обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 78 часов;

— самостоятельная работа студента 24 часов.

Распределение учебной нагрузки представлено в таблице 2.

Таблица 2

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
лекции/уроки
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
индивидуальные мини-проектысоставление и защита рефератов
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (ДЗ)

Содержание дисциплины

В соответствии со структурой учебной дисциплины, представленной в таблице 2, в таблице 3 приведена содержательная характеристика дисциплины по всем видам учебной

Таблица 3

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
Раздел 1. Предмет и задачи общей биологии.
Тема 1.1. Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, ее достижения Особенности жизни как формы существования материи (1.1.1). Роль физических и химических процессов в живых системах, их организация (1.1.2). Основные уровни организации живой природы (1.1.3).
Раздел 2. Учение о клетке
Тема 2. 1. Цитология – наука о клетке. Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3).
Тема 2.2. Химическая организация клетки. Углеводы, липиды Неорганические химические элементы и вещества в клетке их роль (2.2.1).Органические вещества клетки и живых организмов (2.2.2).. Углеводы и липиды (2.2.3).
Тема 2.3. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Структура белков, функции белков в клетке, аминокислоты (2.3.1).Нуклеиновые кислоты (2.3.2). АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК (2.3.3).
Самостоятельная работаРеферат на тему «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства».
Тема 2.4. Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа. Строение клетки, основные органоиды клетки (2.4.1). Вирусы, профилактика СПИДа (2.4.2).
Тема 2.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии (2.5.1). Пластический и энергетический обмен (2.5.2). Автотрофы, гетеротрофы (2.5.3). Ген и его роль в биосинтезе белков (2.5.4). Генетический код ДНК (2.5.5). Реакции матричного синтеза (2.5.6).
Самостоятельная работаИндивидуальный мини-проект «Поиск генов и других соединений геномной ДНК с помощью программного пакета BioPerl»
Самостоятельная работаРеферат на тему «Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК.
Тема 2.6. Деление клетки. Формы размножения организмов. Подготовка клетки к делению: интерфаза, редупликация ДНК и т.д. (2.6.1).Этапы митоза и мейоза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями (2.6.2). Гаплоидный, диплоидный набор хромосом, и их количество (2.6.3). Формы размножения организмов (2.6.4).Жизненный цикл клетки (2.6.5). Строение и состав хромосом (2.6.6).
Тема 2.7. Онтогенез и его этапы. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. Онтогенез и его значение (2.7.1). Образование тканей, органов в процессе онтогенеза (2.7.2). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов (2.7.3). Вредное влияние никотина и алкоголя на онтогенез человека (2.7.4).
Раздел 3. Основы генетики
Тема 3.1. Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность,изменчивость, генотип, фенотип.Гибридологический метод изучениянаследственности. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя. Определение генетики; основные понятия генетики; терминология и символика (3.1.1). Методы изучения генетики и их особенности (3.1.2). Наследственность и изменчивость (3.1.3). Генотип и Фенотип (3.1.4). Доминантные и рецессивные гены (3.1.5). Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота (3.1.6). I закон Менделя (3.1.7). Единообразие I поколения (3.1.8).
Тема 3.2. II закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. II закон Менделя, дигибридное скрещивание (3.2.1). Закон сцепленного наследования (3.2.2). Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека (3.2.3). Закон Моргана (3.2.4). Значение генетики в медицине и здравоохранении (3.2.5).
Контрольная работатемы 3.1-3.2.
Самостоятельная работаРеферат на тему «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование». «Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека».
Тема 3.3. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд. Определение модификационной изменчивости (3.3.1). Норма реакции (3.3.2) .Вариационный ряд, комбинированная изменчивость (3.3.3).
Тема 3.4. Мутации, их причины и значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений. Определение мутационной изменчивости (3.4.1). Виды мутаций, полиплоидия (3.4.2.. Влияние загрязнения природной среды мутагенами на здоровье человека; полезное и вредное влияние мутаций на организм (3.4.3).
Самостоятельная работаИндивидуальный мини-проект «Мутации, их причины и значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений».
Раздел 4. Основы селекции
Тема 4.1. Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Учение Н.И.Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Задачи и методы селекции, значение генетики для селекции (4.1.1).Роль искусственного отбора, определение селекции, центры происхождения культурных растений (4.1.2). Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений (4.1.3). Закон гомологических рядов (4.1.4).
Самостоятельная работаРеферат на тему: «Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм».
Тема 4.2. Селекция растений и животных. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Методы селекции растений и животных: отбор, гибридизация, индуцированный мутагенез, полиплоидия, явление гетерозиса (4.2.1). Типы скрещиваний (4.2.2). Чистая линия (4.2.3). Гетерозис, использование его в животноводстве (4.2.4).Достижения и основные направления современной селекции (4.2.4).Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности (4.2.5). Основные направления биотехнологии (4.2.6).
Самостоятельная работаРеферат на тему: «Клеточная инженерия. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Основные направления биотехнологии».
Раздел 5. Эволюционное учение
Тема 5. 1. Метафизический период в истории биологии. Определение метафизического мировоззрения (5.1.1). Значение трудов К. Линнея (5.1.2). Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка (5.1.3). Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку (5.1.4). Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (5.1.5).
Тема 5.2.Учение Ч.Дарвина об эволюции, искусственном отборе, его роли в создании новых форм Основные положения учения Ч.Дарвина (5.2.1). Движущие силы эволюции (5.2.2). История возникновения дарвинизма (5.2.3).
Тема 5.3. Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции Определение борьбы за существование, причины ее возникновения (5.3.1).Значение естественного отбора и его виды: движущий и стабилизирующий (5.3.2). Биография Дарвина (5.3.3).
Тема 5.4. Приспособленность организмов естественного отбора. Определение приспособленности (5.4.1). Виды приспособленности организмов к окружающей среде (5.4.2).
Самостоятельная работаИндивидуальный мини-проект «Приспособленность организмов естественного отбора. Относительный характер приспособленности».
Тема 5.5. Вид и его критерии. Популяция как форма существования вида. Синтетическая теория эволюции. Определение вида, критерии вида и их характеристики (5.5.1). Определение популяции (5.5.2). Синтетическая теория эволюции (5.5.3).
Тема 5.6. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Определение микроэволюции, ее основа – преобразование популяций (5.6.1).Механизмы видообразования (С.С. Четверинов, И.И. Шмальгаузен) (5.6.2) .Главные направления органической эволюции – биологический прогресс и биологический регресс (5.6.3).Пути достижения биологического прогресса и регресса (А.И. Северцов) (5.6.4).
Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему «Микроэволюция. Современные представления о видообразовании Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс»
Раздел 6. История развития жизни на земле
Тема 6.1 Гипотезы о возникновении жизни на Земле. Гипотезы о возникновении жизни на Земле (6.1.1). Краткая история развития органического мира (6.1.2). Гипотеза Л.И. Опарина о возникновения жизни на Земле (6.1.3). Развитие жизни на Земле до мезозоя, в мезозой и кайнозой (6.1.4).
Тема 6.2. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Доказательства происхождения человека от животных. Антропогенез. Теория Ч.Дарвина о происхождении человека, рудименты и атавизмы (6.2.1).Признаки сходств человека и человекообразной обезьяны (6.2.2).Основные этапы антропогенеза (6.2.3). Движущие силы антропогенеза (6.2.4).
Тема 6.3. Эволюция человека. Человеческие расы. Основные этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа (6.3.1).Человеческие расы, их происхождение и единство(6.3.2).
Раздел 7 Основы экологии
Тема 7.1. Биосфера. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов, серы, фосфора и воды. Биосфера – глобальная экосистема, ее границы (7.1.1). Учение В.И. Вернадского о биосфере (7.1.2). Роль живых организмов в биосфере, биомасса поверхности суши и мирового океана (7.1.3).Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере (7.1.4). Круговорот углерода, азота, серы, водорода, воды в биосфере (7.1.5). Изменения в биосфере (7.1.6).
Тема 7.2. Экология – наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Экологические факторы Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой (7.2.1). Абиотические факторы (7.2.2). Сезонные изменения в живой природе (7.2.3). Климат и его влияние на организм, анабиоз (7.2.4). Биотические факторы (7.2.5).
Тема 7.3. Экологические системы. Изменения в биогеоценозах. Цепи питания. Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз (7.3.1). Видовая и пространственная структура экосистем (7.3.2). Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах (7.3.3).
Тема 7.4. Регуляция численности популяций. Взаимодействие в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (7.4.1). Причины устойчивости и смены экосистем (7.4.2). Сукцессии (7.4.3). Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы (7.4.4).
Тема 7.5. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Ноосфера (7.5.1). Рациональное природопользование (7.5.2). Экологические комплексы (7.5.3). Охрана окружающей среды (7.5.4). Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду (7.5.5).
Тема 7.6. Мероприятия по охране окружающей среды Мероприятия по охране окружающей среды: мониторинг, научные программы, формы по запрещению испытанию ядерного, химического, бактериологического оружия (7.6.1). Законодательство в сфере охраны окружающей среды, штрафы (7.6.2). Особо охраняемые природные территории России (ООПТ) (7.6.3).
Контрольная работаТемы 7.1-7.6
Самостоятельная работаИндивидуальный мини-проект «ООПТ Санкт-Петербурга»
Раздел 8 Бионика
Тема 8.1. Задачи бионики. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, формы живого в природе и их промышленные аналоги – различного рода сооружения, машины, механизмы, приборы и др. (8.1.1).
Самостоятельная работаРеферат на тему «Кибернетика. Примеры и принципы работы совершенных технических систем».
Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.2. Лекции/уроки

В таблице 4 приведено тематическое планирование лекционных (урочных) занятий по дисциплине.

Таблица 4

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем часов Тема лекции Дидактика учебного материала
Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи 1.1.1 — 1.1.3
Цитология – наука о клетке 2.1.1 — 2.1.3
Химическая организация клетки. Углеводы, липиды 2.2.1 — 2.2.3
Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты 2.3.1 — 2.3.3
Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа 2.4.1 — 2.4.2
Обмен веществ и превращение энергии в клетке 2.5.1 — 2.5.6
Деление клетки. Формы размножения организмов 2.6.1 — 2.6.6
Онтогенез и его этапы 2.7.1 — 2.7.4
Предмет, задачи и методы генетики. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя 3.1.1 — 3.1.8
II закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование 3.2.1 — 3.2.5
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд 3.3.1 — 3.3.3
Мутации, их причины и значение 3.4.1 — 3.4.3
Контрольная работа по темам 3.1 — 3.2. 3.1.1 — 3.2.5
Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Учение Н.И.Вавилова 4.1.1 — 4.1.4
Селекция растений и животных 4.2.1 — 4.2.6
Метафизический период в истории биологии 5.1.1 — 5.1.5
Учение Ч.Дарвина об эволюции, искусственном отборе, его роли в создании новых форм 5.2.1 — 5.2.3
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции 5.3.1 — 5.3.3
Приспособленность организмов естественного отбора 5.4.1 — 5.4.2
Вид и его критерии. Популяция как форма существования вида. Синтетическая теория эволюции 5.5.1 — 5.5.3
Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция 5.6.1 — 5.6.4
Гипотезы о возникновении жизни на Земле 6.1.1 — 6.1.4
Ч. Дарвин о происхождении человека от животных 6.2.1 — 6.2.4
Эволюция человека. Человеческие расы 6.3.1 — 6.3.2
Биосфера. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов, серы, фосфора и воды. 7.1.1 — 7.1.6
Экология – наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. 7.2.1 — 7.2.5
Экологические системы. 7.3.1 — 7.3.3
Регуляция численности популяций. Взаимодействие в экосистемах. 7.4.1 — 7.4.4
Последствия деятельности человека в окружающей среде. 7.5.1 — 7.5.5
Мероприятия по охране окружающей среды 7.6.1 — 7.6.3
Контрольная работа по темам 7.1-7.6 7.1.1 — 7.6.3
Задачи бионики. 8.1.1
Итого:

Курсовой проект

Не предусмотрен.

Дополнительные материалы:

Лекция 11. Порядок ГИА по ОПОП СПО — Методическое обеспечение ГИА — Демонстрационный экзамен


Похожие статьи: