Лабораторно-практических занятий

      Комментарии к записи Лабораторно-практических занятий отключены

По окончании 1 части курса «Биология с основами экологии», касающейся изучения одноклеточных и беспозвоночных животных, студенты, успешно прошедшие курс обучения, сдают зачет, к которому допускаются студенты, не имеющие задолженностей.

ТЕМА 1. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (PROTOZOA)

Тип САРКОМАСТИГОФОРЫ (SARCOMASTIGOPHORA)

Подтип Саркодовые (SARCODINA) и Подтип Жгутиконосцы (MASTIGOPHORA)

Тип АПИКОМПЛЕКСЫ (APICOMPLEXA),

Класс Споровики (SPOROZOEA)

Тип РЕСНИЧНЫЕ или ИНФУЗОРИИ (CILIOPHORA)

Задание 1. Рассмотреть рисунки радиального и спирального типов дробления зиготы на

стадиях 2-32 бластомеров, бластулы и гаструлы.

Лабораторно-практических занятий

Лабораторно-практических занятий

Радиальный тип дробления

Лабораторно-практических занятий

Спиральный тип дробления

Гаструла Бластула

Лабораторно-практических занятий Лабораторно-практических занятий

1-бластодерма; 2-бластоцель

1-эктодерма; 2-энтодерма; 3-гастроцель, 4 — бластопор (первичный рот)

Задание 2. Изучить и зарисовать, используя схемы, таблицы и фотографии микропрепаратов строение голой и раковинной амеб, эвглены зеленой, трипанасомы. Выполнить подписи к рисункам.

Лабораторно-практических занятий 1- эктоплазма
2 — сократительная вакуоль
3 — пищеварительная вакуоль
4- эндоплазма
5- ядро

2.1. Голая амеба.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —

2.2. Строение арцеллы.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —

2.3. Эвглена зеленая.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —

2.4.Трипаносома. Трипаносома в крови животных и человека образует ундулирующую мембрану. В основании жгутика располагается базальное тельце -кинетопласт.

Задание 3. Ознакомиться с жизненным циклом кокцидий (на примере эймерии) и малярийного плазмодия по схемам, предварительно изучив материал учебника. Где необходимо, выполнить подписи к рисункам.

Лабораторно-практических занятий

3.1. Ооциста кокцидии.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —

3.2. Схема развития малярийно плазмодия.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —

3.3. Схема развития эймерии.

Основные стадии развития эймерий: спорозоит, мерозоит, трофозоит, шизонт, гамонт, микро-макрогаметы, зигота, молодая ооциста, зрелая ооциста.

Задание 4. На основании изученного материала выполнить следующие рисунки и нанести необходимые обозначения: Инфузория-туфелька (Paramaecium caudatum). 1 — макронуклеус; 2 — микронуклеус; 3 — пелликула; 4 — реснички; 5 — предротовая воронка; 6 — рот; 7 — пищеварительные вакуоли; 8 — сократительные вакуоли; 9 –трихоцисты

Контрольные вопросы.

1. Типы обмена у одноклеточных. Примеры.

2. Способы питания и захвата пищи у одноклеточных.

3. Покровы и органоиды движения одноклеточных.

4. Как происходит удаление непереваренных остатков пищи из организма

5. одноклеточных.

6. Роль сократительной вакуоли

7. Раздражимость у одноклеточных..

8. Размножение одноклеточных.

9. Отличия одноклеточного от многоклеточного животного.

10. Тип Саркодовые и Жгутиковые. Характеристика, представители, значение.

11. Подтип Саркодовые. Характеристика, представители, значение.

12. Подтип Жгутиковые. Характеристика, представители, значение.

13. Паразитические представители Саркодовых и Жгутиковых. Где паразитируют, какие заболевания вызывают.

14. Тип Апикомплексы. Характеристика, представители, значение.

15. Жизненный цикл малярийного плазмодия.

16. Жизненный цикл эймерии,

17. Тип Ресничные. Характеристика, представители, значение.

18. Класс Инфузории. Характеристика, представители, значение.

19. Паразитические виды инфузорий. Где паразитируют, какие заболевания вызывают.

ТЕМА 2. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип ГУБКИ (SPONGIA)

Тип КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (COELENTERATA)

Задание 1. Изучить по материалам учебника и приведенным схемам особенности и различные типы строения губок. Указать водоканальные системы — аскон, сикон, лейкон.

Лабораторно-практических занятий Лабораторно-практических занятий Лабораторно-практических занятий

Задание 2. Рассмотреть и изучить внешнее строение гидры. Рассмотреть и изучить микропрепарат поперечного разреза тела гидры. Сделать подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —

2.1. Пресноводная гидра.

Лабораторно-практических занятий А —
В —
С —
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —

2.2. Поперечный разрез гидры.

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать препарат морского колониального гидроидного полипа Obelia. Сделать подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —

3.1. Колониальный гидроидный полип.

Задание 4. На основании изученного материала обозначить основные стадии жизненных циклов представителей различных классов в типе Кишечнополостные.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —

4.1. Жизненный цикл сцифоидных медуз.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —

4.2. Жизненный цикл колониальных гидроидных полипов.

Задание 5. Написать, какие органы и ткани формируются в процессе развития эмбриона из:

Эктодермы –

Энтодермы –

Мезодермы –

Задание 6. Привести примеры (типы, классы животных):

двухслойные –

трехслойные –

первичнополостные –

вторичнополостные (целомические) –

со смешанной полостью тела –

первичноротые –

вторичноротые –

Контрольные вопросы:

  1. Половое размножение животных. Примеры
  2. Бесполое размножение животных. Примеры.
  3. Перечислить зародышевые листки животных.
  4. Какие органы и ткани образуются из эктодермы.
  5. Какие органы и ткани образуются из энтодермы.
  6. Какие органы и ткани образуются из мезодермы.
  7. Тип Губки. Характеристика, представители, значение.
  8. Губки — как примитивные представители многоклеточных.
  9. Тип Кишечнополостные. Характеристика, классификация, представители, значение.
  10. Класс Гидроидные. Характеристика, представители, значение.
  11. Класс Сцифоидные медузы. Характеристика, представители, значение.
  12. Класс Коралловые полипы. Характеристика, представители, значение.
  13. Сравнительная характеристика типов Губки и Кишечнополостные.

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (PLATHELMINTHES)

Классы: Сосальщики (TREMATODA);

Ленточные черви (CESTODA)

Задание 1. Изучить используя микро- и макропрепараты, таблицы анатомическое строение печеночного сосальщика, кошачьей двуустки и шистосомы. Выполнить рисунки с обозначениями.

Задание 2. Изучить и зарисовать сколексы ленточных червей.

2.1. Сколекс лентеца широкого. Органы прикрепления — ботрии.

2.2. Сколекс свиного цепня. Органы прикрепления — присоски и крючья.

2.3. Сколекс бычьего цепня. Органы прикрепления — присоски.

Задание 3. Изучить строение гермафродитного членика ленточного червя. Сделать подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —

3.1. Гермафродитный членик бычьего цепня (Taeniarhynchas saginatus). На препарате видны мужская и женская половые системы, выделительные канальца.

Задание 4. Изучить по учебнику циклы развития сосальщиков (трематод). Обозначить этапы биологического цикла на рисунке.

Биологический цикл трематод состоит из 4 этапов:

  • Эмбриогония — период эмбрионального развития зародышевых клеток в яйце с оплодотворения до вылупления мирацидия либо в теле мариты, либо во внешней среде.
  • Партеногония — с момента внедрения мирацидия до выхода церкариев из тела промежуточного хозяина во внешнюю среду. Характеризуется размножением партеногенезом.
  • Цистогония — превращение свободного церкария в неподвижную цисту. Может проходить во внешней среде — адолескарий, или в организме дополнительного хозяина — метацеркарий.
  • Маритогония — превращение адолескария (метацеркария) в теле дифинитивного хозяина в половозрелую гермафродитную особь.
Лабораторно-практических занятий 1 —
1а —
2 —
2а —
2в —
2с —
3 —
3а —
4 —

4.1. Цикл развития печеночного сосальщика.

Задание 5. Изучить на основании учебника и приведенной таблицы циклы развития ленточных червей.

Виды Основнойхозяин Промежуточный Органы хозяин прикрепления Тип финны
Бычий цепень Человек КРС 4 присоски Цистицерк
Свиной цепень Человек Свинья, человек 4 присоски, крючья Цистицерк
Эхинококк Псовые Человек, КРС, МРС 4 присоски, крючья Эхинококк
Овечий мозговик Псовые МРС 4 присоски, крючья Ценур
Лентец широкий Человек, собаки, кошки Рыбы, циклоп 2 ботрии Плероцеркоид

Задание 6. Определить систематическое положение представленного на рисунке сосальщика. На основании учебника выполнить обозначения к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —
16 —
17 —
18 —
19 —
20 —

6.1. Строение сосальщика ……………

Задание 7. Нарисовать финны основных типов — цистицерк, ценур и эхинококк. Для каких представителей цестод они характерны?

Задание 8. Заполнить таблицу жизненных циклов:

Название вида Печеночный сосальщик Ланцетовидный сосальщик Кошачья двуустка Шистосома
Основные хозяева
В каком органе паразитирует
Промежуточные хозяева
Названиеличиночных стадий
Пути заражения основных хозяев

Задание 9. Нарисовать схему цикла развития бычьего цепня и дать пояснения.

Контрольные вопросы.

1. Тип Плоские черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Класс Ресничные черви. Характеристика, представители, значение.

3. Класс Дигенетические сосальщики. Характеристика, представители, значение.

4. Печеночный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

5. Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

6. Кошачий сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

7. Класс Ленточные черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

8. Бычий цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

9. Свиной цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

10. Эхинококк. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

11. Овечий мозговик. Систематическое положение, особенности строения, жизн. цикл.

12. Строение финн у разных видов цепней. Примеры.

13. Широкий лентец. Систематическое положение, особенности строения, жизн. цикл.

ТЕМА 4. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (NEMATHELMINTHES)

Задание 1. Изучить строение круглых червей на примере аскариды.

Лабораторно-практических занятий 1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 —

1.1. Вскрытая самка аскариды.

Задание 2. Изучить особенности строения и жизненные циклы паразитических нематод: аскарида, острица, власоглав.

Лабораторно-практических занятий

2.1. Личинка аскариды в кишечнике хозяина. Микроскопические личинки с током крови проникают в печень, правое предсердие, в Желудочек сердца, а потом в легочную артерию и капилляры легочных, альвеол, Личинки с этого момента начинают активно передвигаться. Они буравят стенки капилляров и попадают в полость альвеол, в бронхи и трахею. У человека этот процесс вызывает кашель, и при откашливании личинки попадают в глотку. Затем они вторично заглатываются хозяином и, остановившись в тонкой кишке, достигают половой зрелости. В общей сложности весь этот процесс занимает 2 недели, а превращение во взрослую форму длится в течение 70-75 суток. Срок жизни взрослых особей составляет 10-12 месяцев.

Лабораторно-практических занятий а — самка власоглава
б — самец
1 — передний конец
2 — задний конец тела власоглава

2.2. Препарат власоглав. Оплодотворенная самка откладывает яйца прямо в кишечнике, откуда вместе с фекалиями они выходят наружу. Личинки развиваются из яиц непосредственно во внешней среде. При оптимальных условиях (температура 26-28° С) яйца созревают в течение 4 недель. Промежуточного хозяина у власоглава нет. В организм человека гельминты проникают через грязные руки, немытые овощи и фрукты и воду. Яйца попадают в кишечник, достигают слепой кишки и превращаются в зрелых особей. В организме человека власоглавы могут прожить 5 лет.

Задание 3. Рассмотреть и изучить рисунки микропрепарата трихинозного мяса. По учебнику ознакомиться со строением и жизненным циклом трихинеллы.

Лабораторно-практических занятий

3.1. Личинка трихинеллы, инкапсулированная в мышечном волокне

Лабораторно-практических занятий

3.4. Самец (б) и самка (а) трихинеллы.

Задание 4. Изучить биологические особенности нематод-вредителей растений.

Нематоды являются опасными вредителями растений, с которыми трудно бороться. Различают три группы нематод.

  • Галловые нематоды внедряется в корни, вызывая своими выделениями утолщения на корнях — галлы, в которых черви живут и размножаются. При разрушении галл яйца попадают в почву, откуда личинки распространяются дальше.
  • Нематоды со свободным образованием цист внедряются в корни и разрушают их оболочку. После оплодотворения тело самки превращается в цисту (резервуар с яйцами) коричневого цвета, свисающую с внешней стороны корня. Циста может сохраняться в почве годами, ожидая благоприятных условий.
  • Свободные нематоды не прикрепляются к корням в одном месте, а переползают с места на место.

Лабораторно-практических занятий

4.1. Сферическая самка галловой нематоды.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —

4.2. Передний отдел тела самки. Нанести обозначения и сделать подписи к рисунку.

Задание 5. На основании изученного материала учебника выполнить рисунки:

5.1. Нарисовать растительную нематоду (кроме галловой) указать название вида.

5.2. Нарисовать схему цикла развития свиной аскариды, дать пояснения.

5.3. Нарисовать схему цикла развития трихинеллы, дать пояснения.

5.4. Нарисовать схему цикла развития растительной нематоды, дать пояснения.

Контрольные вопросы.

1. Тип Круглые черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Класс Нематода. Характеристика, представители, значение.

3. Свободноживущие круглые черви.

4. Нематоды – паразиты растений. Систематическое положение, строение, представители, особенности размножения и развития, значение.

5. Аскариды. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

6. Острицы. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

7. Власоглав. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

8. Трихинелла. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

ТЕМА 5. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (ANNELIDA)

Классы: Многощетинковые черви (POLYCHAETA)

Малощетинковые черви (OLIGOCHAETA)

Пиявки (HIRUDINEA)

Задание 1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение малощетинкового червя.

Задание 2. Ознакомиться с внутренним строением дождевого червя. Изучить микропрепарат поперечного разреза тела дождевого червя. Сделать подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —

2.1. Строение малощетинкового червя.

Задание 3. На основании учебника выполнить следующие рисунки:

3.1. Строение многощетинкового червя (Nereis sp.):

1-головной конец тела; 2 — щупальца; 3- пальпы; 4- усики; 5- глаза; 6 — параподии

3.2. Зарисовать схему классификации типа Кольчатые черви.

3.3. Нарисовать внутреннее строение пиявки.

ТЕМА 6. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (ARTHROPODA)

Подтип ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ (BRANCHIATA)

Класс Ракообразные (CRUSTACEA)

Подтип ХЕЛИЦЕРОНОСНЫЕ (CHELICERATA)

Класс Паукообразные (ARACHNIDA)

Задание 1. Рассмотреть строение вскрытого речного рака. Обозначить на рисунках основные элементы внешнего и внутреннего строения.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —
16 —
17 —
18 —
19 —

1.1. Конечности речного рака.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —
16 —
17 —
18 —
19 —
20 —

1.2. Вскрытый речной рак.

Задание 2. Рассмотреть микропрепараты и рисунки ветвистоусых, веслоногих и усоногих рачков.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —

2.1. Дафния. Тело заключено в раковинку. Головной отдел — свободный. Антенны – ветвистые. Имеется глаз, образованный слиянием двух. Грудные конечности не выполняют функцию движения. Они покрыты щетинками. Брюшко подогнуто под грудь. Конечностей не несет. Сердце располагается на спинной стороне. Сосудов нет. Самки крупнее самцов. У самок имеется выводковая камера. В цикле развития наблюдается появление партеногенетического поколения самок. Появление самцов — в конце лета, начале осени, когда и наблюдается обоеполое размножение.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —

2.2. Циклоп. Тело сегментировано и состоит из головогруди и брюшка, заканчивающегося вилочкой — фуркой. На вилочке расположены перистые щетинки. Раковины нет. Непарный глаз. Головогрудь яйцевидной формы и состоит из пяти — сегментов. Все сегменты головы слились вместе и с первым сегментом груди. Брюшко у самца состоит также из пяти члеников, а у самки — только из четырех, так как первый сегмент брюшка у нее слит со вторым и носит название генитального.

Задание 3. Изучить внешнее строение паукообразных по рисунку и учебнику. Рассмотреть схему расположения основных органов. Сделать подписи.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —

3.1. Внешнее строение скорпиона.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —

3.2. Внешнее строение паука.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —

3.3. Иксодовый (собачий) клещ (Ixodes ricinus) голодная самка с брюшной стороны.

Задание 4. Нарисовать цикл развития пастбищного клеща.

Контрольные вопросы:

  1. Тип Членистоногие, Общая характеристика, особенности строения, представители, значение.
  2. Тип Членистоногие. Систематика (подтипы, классы, подклассы, отряды).
  3. Подтип Жабернодышащие. Характеристика, классификация, представители, значение
  4. Класс Ракообразные. Характеристика, классификация, представители, значение
  5. Подкласс Высшие раки. Характеристика, систематика, представители, значение
  6. Отряд Десятиногие. Характеристика, представители, значение.
  7. Сравнительная характеристика высших и низших раков.
  8. Подтип Хелицероносные. Характеристика, систематика, представители, значение
  9. Класс Паукообразные. Характеристика, систематика, представители, значение
  10. Отряд Скорпионы. Характеристика, представители, значение.
  11. Отряд Фаланги. Характеристика, представители, значение.
  12. Отряд Пауки. Характеристика, представители, значение.
  13. Отряд Клещи. Характеристика, систематика, представители, значение.

ТЕМА 7. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (ARTHROPODA)

Подтип ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ (TRACHEATA)

Надкласс Многоножки (MIRIAPODA),

Надкласс Шестиногие (HEXAPODA)

Задание 1. Рассмотреть расчлененного и вскрытого таракана. Выполнить подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —

1.1. Внешнее строение таракана. Голова состоит из акрона и 4 сегментов. Грудь состоит из 3-х сегментов. Второй и третий сегменты, как правило, несут крылья. Брюшко состоит из 6-12 сегментов. Конечностей не несет.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —
16 —
17 —
18 —

1.2. Внутреннее строение таракана.

Задание 2. Изучить строение ротовых аппаратов 4 основных типов: грызущий, грызуще-сосущий, колюще-сосущий и сосущий разных насекомых. Сделать подписи.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —

2.1. Грызущий ротовой аппарат.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —

2.2. Грызуще-сосущий ротовой аппарат.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —

2.3. Колюще-сосущий ротовой аппарат.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —

2.4. Сосущий ротовой аппарат.

Задание 3. Изучить строение бегательной конечности насекомых.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —

3.1. Бегательная конечность насекомых.

Задание 4. Записать основные стадии жизненного цикла насекомых с неполным превращением.

Задание 5. Записать основные стадии жизненного цикла насекомых с полным превращением

Задание 6. Изучить и зарисовать строение разных типов конечностей насекомых (кроме бегательной).

Задание 7. 3аписать признаки подклассов и основных отрядов насекомых по следующему плану:

  1. Представители
  2. Особенности строения
  3. Среда обитания и образ жизни
  4. Значение

СИСТЕМАТИКА НАСЕКОМЫХ (INSECTA).

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ СКРЫТОЧЕЛЮСТНЫЕ fINSECTA — ENTOGNATA)

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ ОТКРЫТОЧЕЛЮСТНЫЕ (INSECTA — ECTQGNATA)

Подкласс ПЕРВИЧНОБЕСКРЫЛЫЕ (APTERYGOTA)

Подкласс КРЫЛАТЫЕ (PTERYGOTA)

Инфракласс Древнекрылые(Раlаеорtега)

Отряд СТРЕКОЗЫ (Odonata)

Инфракласс Новокрылые(Nеорtеrа)

Отдел Насекомые с неполным превращением (Hemimetabola)

Отряд ПРЯМОКРЫЛЫЕ (Orthoptera)

Отряд ТАРАКАНЫ (Blattoidea)

Отряд РАВНОКРЫЛЫЕ (Homoptera)

Отряд ПОЛУЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (Heteroptera)

Отряд ВШИ (Anoplura)

Отряд ПУХОЕДЫ И ВЛАСОЕДЫ (Mallophaga)

Отдел Насекомые с полным превращением (Holometabola)

Отряд ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ (Lepidoptera)

Отряд ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (Coleoptera)

Отряд БЛОХИ (Aphaniptera)

Отряд ДВУКРЫЛЫЕ (Diptera)

Отряд ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ (Hymenoptera)

Контрольные вопросы.

1. Подтип Трахейнодышащие. Характеристика, систематика, представители, значение.

2. Многоножки. Характеристика, представители, значение.

3. Насекомые. Характеристика, систематика, представители, значение.

4. Строение основных типов ротовых аппаратов насекомых. Примеры (с указанием отряда).

5. Типы конечностей насекомых и их строение. Примеры (с указанием отряда).

6. Подкласс Первичнобескрылые. Характеристика, систематика, представители, значение.

7. Подкласс Крылатые. Характеристика, систематика, представители, значение.

8. Отдел Насекомые с неполным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

9. Отряд Прямокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

10. Отряд Тараканы. Особенности строения и биологии, представители, значение.

11. Отряд Стрекозы. Особенности строения и биологии, представители, значение.

12. Отряд Вши. Особенности строения и биологии, представители, значение.

13. Отряд Пухоеды и Власоеды. Особенности строения и биологии, представители, значение.

14. Отряд Равнокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

15. Отряд Полужесткокрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

16. Отдел Насекомые с полным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

17. Отряд Жесткокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

18. Отряд Блохи. Особенности строения и биологии, представители, значение.

19. Отряд Чешуекрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

20. Отряд Двукрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

21. Отряд Перепончатокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

ТЕМА 8. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)

Тип МОЛЛЮСКИ (MOLLUSCA)

Классы: Брюхоногие моллюски (GASTROPODA)

Двустворчатые моллюски (BIVALVIA)

Головоногие моллюски (CEPHALOPODA)

Тип ИГЛОКОЖИЕ (ECHINODERMATA)

Задание 1. Ознакомиться с внутренним строением беззубки. Сделать подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —
13 —
14 —
15 —
16 —
17 —
18 —
19 —
21 —

1.1. Вскрытый двустворчатый моллюск.

Задание 2. Изучить рисунок вскрытого брюхоногого моллюска, на основании изученного материала выполнить обозначения основных систем и органов.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
7 —
8 —
9 —
10 —
11 —
12 —

2.1. Внутреннее строение брюхоногого моллюска.

Задание 3. Изучить по рисунку и учебнику строение морской звезды. Выполнить подписи к рисунку.

Лабораторно-практических занятий 1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —

3.1. Строение морской звезды.

Задание 4. Заполнить таблицу и провести сравнение иглокожих.

Элементы сравнения Морские звезды Морские ежи Голотурии Офиуры Морские лилии
Форма тела
Скелет
Симметрия
Полость тела
Способпередвижения
Пищеварительнаясистема
Органы выделения
Кровеноснаясистема
Органы дыхания
Нервная система
Половая система

Контрольные вопросы:

  1. Тип Моллюски. Характеристика, классификация, представители, значение.
  2. Класс Двустворчатые моллюски. Характеристика, представители, значение.
  3. Класс Брюхоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.
  4. Класс Головоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.
  5. Какие черты организации отличают иглокожих, от других беспозвоночных?
  6. Как устроен скелет иглокожих?
  7. Каковы особенности пищеварительной и выделительной систем иглокожих?
  8. Какие особенности кровеносной системы иглокожих?
  9. Каковы органы дыхыния иглокожих?
  10. Как устроена нервная система иглокожих?
  11. Каковы особенности размножения и развития иглокожих?

Дополнительные материалы:

Лабораторно-практические занятия , ПУ-57.


Похожие статьи: