Конкуренция, кооперация и симбиоз

      Комментарии к записи Конкуренция, кооперация и симбиоз отключены

Вариант № 8

Конкуренция, кооперация и симбиоз 1. Задание. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

1) эксперимент

2) наблюдение

3) сравнение

4) анализ

2. Задание. В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров?

1) в рибосомах

2) в хлоропластах

3) в митохондриях

4) в лизосомах

3. Задание. Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) рибосомы

4) плазматическую мембрану

4. Задание. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют

1) клубнем

2) корнеплодом

3) корневищем

4) ягодой

5. Задание. Цветок имеется у

1) папоротниковидных

2) голосеменных

3) плауновидных

4) покрытосеменных

6. Задание. Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?

1) более плотным слоем цитоплазмы

2) удлинёнными клетками с ресничками

3) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты

4) известковой раковиной

Конкуренция, кооперация и симбиоз 7. Задание. Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?

1) птиц

2) рыб

3) пресмыкающихся

4) млекопитающих

8. Задание. Какой из перечисленных органов относят к органам малого таза?

1) сердце

2) селезёнка

3) мочевой пузырь

4) глаз

9. Задание. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?

1) выделительная

2) дыхательная

3) иммунная

4) эндокринная

10. Задание. Какой цифрой на рентгенограмме отмечен локтевой сустав?

Конкуренция, кооперация и симбиоз

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11. Задание. Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Конкуренция, кооперация и симбиоз

Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) лейкоциты

2) нервы

3) бактерии

4) кровеносные сосуды

12. Задание. В какой камере сердца условно начинается малый круг кровообращения?

1) в левом желудочке

2) в правом желудочке

3) в левом предсердии

4) в правом предсердии

13. Задание. Частота колебания голосовых связок зависит от

1) скорости речи

2) высоты звука

3) объёма лёгких

4) их длины

14. Задание. Если человек длительно находится в жарком помещении, то

1) в организме уменьшается число лейкоцитов

2) в кровеносные сосуды кожи поступает больше крови

3) снижается температура тела

4) повышается обмен веществ

15. Задание. В глазном яблоке человека за зрачком следует

1) хрусталик

2) стекловидное тело

3) передняя камера

4) сетчатка

16. Задание. Какому из четырёх типов темперамента соответствует описание: человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

1) флегматик

2) холерик

3) сангвиник

4) меланхолик

17. Задание. Что первым делом необходимо сделать с пострадавшим при переохлаждении?

1) напоить тёплым чаем

2) отнести в тепло

3) положить на живот

4) измерить температуру

18. Задание. Состояние летнего покоя, сопровождающееся полным отмиранием наземных частей, характерно для

1) тюльпана

2) пырея

3) одуванчика

4) лютика

19. Задание. Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) зоопарк

20. Задание. Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анестезии (в мин.)).

Конкуренция, кооперация и симбиоз

Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30 минут?

1) 13 ч

2) 15 ч

3) 16 ч

4) 18 ч

21. Задание. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Конкуренция, кооперация и симбиоз

1) почка

2) печень

3) селезёнка

4) лёгкое

22. Задание. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

А. Корневище – это орган минерального питания растений.

Б. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель – донце, на нём развиваются видоизменённые листья.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Задание. Какие из приведённых характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проводящие пучки содержат камбий

2) одна семядоля

3) стержневая корневая система

4) всегда травянистые

5) параллельное жилкование листьев

6) число частей цветка кратно четырём или пяти

24. Задание. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гликоген

2) нуклеиновая кислота

3) глюкоза

4) липид

5) витамин А

6) сульфат натрия

25. Задание. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) возникает под прямым влиянием внешней среды 1) наследственная
Б) изменяется генотип 2) ненаследственная
В) возникает у отдельной особи
Г) может проявляться у всех особей вида одновременно
Д) имеет случайный характер

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г Д

26. Задание. Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) лёгкие

2) трахея

3) ткани

4) носоглотка

5) бронхи

6) кровь

7) гортань

27. Задание. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДНК

Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар – __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бoльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).

Перечень терминов

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

28. Задание. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Конкуренция, кооперация и симбиоз

А. Окрас Конкуренция, кооперация и симбиоз

Б. Форма головы Конкуренция, кооперация и симбиоз

В. Форма ушей Конкуренция, кооперация и симбиоз

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз) Конкуренция, кооперация и симбиоз

Д. Форма хвоста Конкуренция, кооперация и симбиоз

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

A Б В Г Д

29. Задание. Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врeменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

30. Задание. Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Межвидовая кооперация у животных (рассказывает биолог Алексей Мосалов)