Балла] установите, в какой последовательности (1 –5) располагаются стадии развития зародыша хордовых.

      Комментарии к записи Балла] установите, в какой последовательности (1 –5) располагаются стадии развития зародыша хордовых. отключены

Задания школьного этапа XXVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч. год

Класс

Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 37 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.

2.Возбудители сибирской язвы – бактерии, которые по своей форме являются:
а) кокками;
б) вибрионами;
в) спириллами;
г) бациллами.

3.Возбудители заболеваний человека не встречаются среди:
а) лишайников;
б) водорослей;
в) простейших;
г) грибов.

4.Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых.

5.В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;
б) митохондрии;
в) пластиды;
г) рибосомы.

6.Кисть, как тип соцветия, может быть:
а) только открытой;
б) только закрытой;
в) открытой и закрытой;
г) полуоткрытой.

7.Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки.

8.Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника.

9.Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы.

10.К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения.

11.Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы;
б) проса;
в) овса;
г) ячменя.

12.Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени;
г) редукция спорофита.

13.Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики.

14.Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь;
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.

15.Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.

16.В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.

17.Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.

18.Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

19.Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;

в) страусы;
г) африканские ткачики.

20.Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь;
в) гидра;
г) вольвокс.

21.Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

22.Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах;
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.

23.Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная.

24.В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот.

25.К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия.

26.Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

27.Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.

28.В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек.

29.В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

30.Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

31.Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк.

32.Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

33.Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология;
г) эволюция.

34.Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.

35.Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конвергенции;
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.

36.Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления.

37.При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки.

Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.

2.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

3.Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

4.В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.

5.Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

6.Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.

7.Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака.
II. крылья бабочки и крылья птицы.
III. усики гороха и усики винограда.
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника.
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV.

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14.

1.Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

2.Цветки пасленовых собраны в соцветия зонтик.

3.У лещины (лесного ореха) семя до прорастания защищено околоплодником.

4.У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

5.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

6.У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

7.У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

8.Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

9.Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

10.В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

11.В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

12.При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

13.С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

14.Суккуленты легко переносят обезвоживание.

Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Балла] На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке. А – основная паренхима; Б – наружная флоэма; В – камбий; Г – ксилема; Д – внутренняя флоэма.

Обозначение
Структура

балла] Установите, в какой последовательности (1 –5) располагаются стадии развития зародыша хордовых.

А) зигота
Б) нейрула
В) бластула
Г) гаструла
Д) морула
Последовательность
Стадии

3.[2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенкигрибов 2. Компонент клеточной стенкирастений 3. Компонент клеточной стенкибактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д.Хитин
Функции
Соединение

Дополнительные материалы:

стадии эмбрионального развития животных 0001


Похожие статьи: